Барокко и регтайм

Испанская танцевальная труппа указывает в Москве балет о Бахе

В Москве с огромным фуррором прошли гастроли Государственного театра танца Испании. Труппа из Мадрида демонстрировала спектакль «Многогранность. Формы тишины и пустоты» в постановке Начо Дуато — известного испанского хореографа, получившего в 1999 году заказ на балет на музыку Баха от властей Веймара (с германским городом связаны многие странички жизни композитора). Спектакль , которым завершается театральный Чеховский фестиваль, был принят на ура, публика рукоплескала стоя.

На сцену выходит человек в древнем камзоле и парике и сталкивается с человеком, одетым в современное балетное трико. 1-ый – это Бах, 2-ой – Начо Дуато, играющий в постановке себя самого, хореографа, преднамеренного творчески соприкоснуться с превосходной музыкой и получить символическое разрешение от ее создателя. Точно так же выстроен конец: сочинитель уже состоявшегося балета придет прощаться с погибшим Бахом и благодарить его. Меж этими эпизодами – фантазийный коллаж ассоциаций, вызванных музыкой (Дуато пошел на рискованный шаг, собрав фонограмму балета из нарезок баховских партитур).

Постановщик говорил корреспонденту «НИ», что в его балетах счастье идет рядом со гибелью, а в средиземноморской культуре (к которой хореограф себя с гордостью относит) за кое-чем светлым всегда стоит что-то мрачное. Конкретно такое, смешанное, чувство положено в базу «Многогранности». Фактически говоря, согласие поставить спектакль по заказу и было вызвано личным переживанием Баха: «Много забавного, веселого – и вдруг ужас и темнота». Те, кто знает жизнь композитора, отыщут в спектакле отсылки к ее реалиям. Но балет ни в коей мере нельзя именовать биографическим, да в нем и нет поочередного сюжета, зато продолжается утонченная игра метафор, буквальных и туманных.

Вот на сцене труппа, одетая в темное и возлежащая на древесных подставках. Это, по плану Дуато, музыкальные инструменты и (либо) нотки. Человек в камзоле гневно дирижирует телами, они начинают двигаться, послушливые пассам демиурга, и непростая разность балетных па собирается в единое целое. Вот сценический Бах, сидя, под звуки виолончели, проводит смычком по телу извивающейся в его руках танцовщицы, рождая зрительный образ инструмента и мук творчества, также недюжинное эротическое напряжение. Вот экран, современная нотная бумага, на котором вырисовываются бемоли и диезы – тени танцовщиков: они возникают и исчезают по мановению баховской руки. Дама в древнем платьице с фижмами заботливо ведет Баха куда-то в даль: это, видимо, его 2-ая супруга, рачительная Анна-Магдалена. Дама в черном платьице, с белоснежной маской на лице, то муза композитора, то его погибель: поначалу увлекает в дуэль оргиастического танца, позже резко «ломает» смычок маэстро, куда-то уводит его вдохновение (в трио с привлечением юной танцовщицы) и, в конце концов, обрывает нить жизни – струящуюся из-под колосников полосу ткани.

Так Дуато ведет рассказ о смертном и преходящем. И здесь же – напоминание о главном и нескончаемом: на сцене в обмысленном кавардаке дразнят публику своенравно-послушные танцовщики и танцовщицы. Мизансцены с ними выстроены по мысли Дуато: если талант придумает величавую музыку, она, в свою очередь, сформатирует человека. Исполнители играют намеками на древние костюмчики в одеждах, а движениями, так либо по другому, осмысляют божественные звуки. В тюле и бархате, то игриво и степенно, то лаского и раскованно, артисты фехтуют смычками и заглядывают под юбки, швыряя друг дружку в пространственном экстазе и замирая в тихих временных объятиях. Под скрипки они пластически хохочут, танцуя игривые музыкальные эмоции, под клавесин плачут, ошарашивая практически джазовыми синкопами и ритмической остротой, под орган медитируют, вновь и вновь внося диссонансы в гармонию. Дуато умно и тонко делает зрительный образ обобщенной баховской партитуры – ее мажоров и миноров, аккордов и стаккато, сильных и слабеньких толикой, всей этой превосходной битвы без фаворитов и побежденных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *