Тема «Методика проведения занятий по современному танцу»

После изучения темы студенты должны знать:

1. Особенности построения урока современного танца.

После изучения темы студенты должны уметь:

1. Проводить урок современного танца.

Практические занятия:

Проведение урока современного танца

Самостоятельная работа:

Составление плана урока современного танца

Подбор музыкального материала к уроку

Обзор учебно-методической литературы по современному танцу

Подготовка к проведению урока современного танца (сочинение комбинаций)

Литература:

1. Александрова Н. А., Танец модерн [Текст]: Пособие для начинающих. / Н. А. Александрова, В. А. Голубева. – СПб.: Лань, Планета музыки, 2007. – 128с.

2. Барышникова Т. Азбука хореографии [Текст]: Методические указания. / Т. Барышникова. — СПб.: Респекс, Люкси, 1996. – 252 с.

3. Никитин В. Композиция урока и методика преподавания модерн-джаз танца Текст]: / В. Никитин. – М.: Один из лучших, 2006. – 253 с.

План:

1. История развития современного танца.

2. Особенности построения урока современного танца.

3. Составные части урока, их соразмерность в разные периоды обучения, последовательность упражнений на середине зала.

4. Музыкальное сопровождение урока современного танца.

Информационный блок

1. История развития современного танца.

Современный танец – это многожанровый и эстетически разноплановый феномен. К современному танцу в настоящее время относятся все направления хореографии, которые были рождены в XX веке. В настоящее время существуют пять основных систем танца со своей эстетикой, школой и техникой исполнения: классический, народный, модерн-джаз, модерн и постмодерниский танцы (термин, предложенный И. Райнер для обозначения американского направления), или contemporary (термин, предложенный для обозначения европейского современного танца). Это те системы, которые имеют свою историю, свой эстетический модуль, свою технику, свою методику подготовки исполнителей, свой язык движений. Одновременно существуют и развиваются стили танца, к ним можно отнести: бальный, степ, фламенко, бытовой танцы. Эти направления имеют свою лексику, свою историю. Но не имеют эстетической парадигмы или школы воспитания исполнителей [51].

Своё развитие, как самостоятельное направление современный танец (модерн и джаз модерн танец) стал получать только в XX веке. Из истории развития джаз модерн танца было выявлено два направления: свободный танец Айседоры Дункан и афроамериканский джазовый танец. Джаз это воплощение эмоций, ощущений. Результат столетней эволюции игры на ударных инструментах негритянских племён. На далёкой периферии западной цивилизации и скрытой от городского мира на протяжении нескольких столетий шло формирование своеобразного искусства. Подобного, которому нет ни в одной другой точке земного шара. Музыка, первоначально вывезенная невольниками из Африки, дала неожиданные ростки в Северном Новом Свете и породила неведомые ранее виды, получившие обобщённое название «афро-американская музыка». Только в 70-е годах прошлого века негритянские спиричуэлы, пробудили сознание того, что в чёрной среде США развивается своеобразное искусство. Этот пласт современной культуры, проложил новые пути, выражающие некоторые важные духовные устремления нашей эпохи. Мелодика, ритм, полиметрия объясняют свежесть, новизну, богатство джаз модерн танца. Джаз танец совпадает с тенденцией психологии XXI века – к радикальному обновлению выразительных средств по сравнению с эпохой романтизма и классицизма. В последние годы наблюдается всё больше смешенных танцевальных техник. Первым педагогом и хореографом, объединившим в своём творчестве технику модерн и джазового танца, был Джек Коул. Его система, так называемая хинди-джаз, объединила технику изоляции «чёрного» танца, движения индийского фольклорного танца и достижения «Денишоун» — первой школы танца модерн. В 60 – е годы XX столетия происходит взрыв интереса к модерн джаз танцу и в Западной Европе. Здесь же проходят первые семинары американских педагогов. В настоящее время, помимо модерн – джаз танца как базовой техники, можно выделить следующие направления: мюзикл-джаз, классический джаз, афроджаз, флэш, стрит, блюз-джаз (лирический джаз), фанк. Джазовый танец используется в шоу, ревю, в мюзиклах и кинематографии, варьете и драматических спектаклях. Джазовый танец стал второй системой (после классического балета) танцевального искусства со своей эстетикой, стилистикой, лексикой и главное, школой [51].

Танец модерн возник в начале XX века как техника, противопоставляемая классическому балету, и в первую очередь как авторский танец. «Пионеры» танца модерн – Айседора Дункан, Марта Грэхем, Дорис Хэмфри, Тед Шоун, Элен Тамарис. В дальнейшем каждый из этих хореографов и исполнителей создал собственную школу и технику. В танце модерн существенным является попытка выстроить связь между формой танца и внутренним состоянием исполнителя. В конце XIX, начале XX века создавались теории танца и движения. Эти теории основывались на колоссальной волне «свободы тела», появившейся с конца XX века и продолжавшейся вплоть до 20-х годов в Америке, Германии и позже во Франции. Теоретик «телесного выражения» Франсуа Дельсарт, определил равенство трёх языков:

«чувственный» его органом является голос,

«эллиптический», который передаётся через жесты,

«философский», который выражается членораздельнымисловами. Таким образом, Дельсарт установил точную шкалу функционирования каждой части тела в её связи с эмоциями. Эмиль Жак Далькроз разработал теорию связи движения и ритма. Влияние Далькроза во многом сказалось на творчестве Дункан, Сен-Дениз и других основателей танца модерн. Среди учеников Далькроза были те, кто впоследствии стали яркими представителями «немецкой школы» современного танца – Мэри Вигман, Грэт Палукка, Мари Рамбер. Поиски Дельсарта продолжил Штайнер, создатель эвритмии («зримой речи», «видимого пения»). Основа музыкальной эвритмии – образное переживание отдельных звуков и тонов, выраженное движением в пространстве. Одним из теоретиков и вдохновителей танцевального экспрессионизма в Германии, а затем и в Европе, был Рудольф фон Лабан. Лабан освободил движения от формальных ограничений – стилистической принадлежности, музыки, сценического пространства. Он предложил универсальную теорию танцевального жеста, которая оказалась применимой для анализа и описания всех пластическо-динамических характеристик, независимо от того, к какой национально-стилевой и жанровой категории они принадлежат. Пространство, время, сила (энергия) – три константы, на которых построил Лабан свою теорию движения. По теории Лабана все движения можно разделить на пять основных групп: передвижение, состояние покоя, жестикуляция, элевация, вращения. В 1921 году Лабан становится директором Национального балета Германии и собственной школы, которая открыла новую эпоху в немецком танце модерн. Наиболее известными учениками были танцовщики и хореографы Мэри Вигман и Курт Йосс. Мэри Вигман создавала хореографические произведения, в которых использовались основные постулаты системы Лабана. Форма хореографии у Вигман тесно связана с понятием пространства. Вигман полагала, что танец может выражать не только эмоции, но и полную внутреннюю жизнь человечества. Ещё один ученик Лабана Курт Йосс пытался в своём творчестве использовать достижения классического балета и соединить его технику с основами системы Лабана. «Пионерами» в области сценического американского танца модерн стали яркие и талантливые исполнители: Лой Фуллер, Рут Сен-Денис, Тед Шоун, Айседора Дункан [51].

Айседора Дункан использовала все возможности движения, и повседневные движения: шаги, прыжки, простые повороты. Танцевала босая, в свободной тунике, напоминавшей древнегреческую. Дункан в своём танце, не демонстрировала, какой либо техники. «Танец будущего», создать который стремилась Дункан, должен был помочь людям стать здоровыми и красивыми, вернуть утраченную гармонию, восстановить естественные связи человека с природой. Танец «великой босоножки» воспринимался как танец свободный, он не подчинялся нормам и канонам, ничего не заимствовал у привычных пластических форм. Она указала путь тем, кто искал нетрадиционных форм телесной выразительности.

Поиски в области нового танца продолжили Рут Сен-Денис и Тэд Шоун. Благодаря совместной работе Сен-Денис и Шоуна была открыта первая школа танца модерн «Денишоун», название которой на долгие годы стало символом профессионального танца модерн. В школе преподавались различные виды танца – восточные, классические, характерный, бальный, испанский и стиль, разработанный для себя Шоуном. Эта школа создала американский танец модерн и воспитала таких «звёзд» этого направления, как Марта Грэхем, Дорис Хэмфри и Чарльз Вейдман. Основоположниками танца модерн в США считаются Марта Грэхем, Дорис Хэмфри, Чарльз Вейдман, Хелен Тамирис, Ханья Хольм. Их заслуга состоит, прежде всего, в том, что каждый из них был не только блестящим хореографом и исполнителем, но и педагогом, создавшим свою школу подготовки танцовщиков. Марта Грэхем стремилась создать драматически насыщенный танец, способный передать весь комплекс человеческих переживаний, использовала сюжеты античной и библейской мифологии. Стиль Дорис Хемфри основывался на падениях и сохранениях равновесия, она использовала ритм дыхания для движения вверх и вниз, подобно волнам океана. Мерс Кеннингхэм был духовным «отцом» авангарда. Он был одним из тех, кто пошёл своей дорогой и основал свою систему танца. «Основополагающая идея – та, из которой проистекают все остальные – касалась содержания танца. Танец не должен был иметь никакого сюжета, не должен ни о чём повествовать. Более того, танец не должен также ничего выражать. Содержанием танца должен быть сам танец». Кеннингхэм считал, что основная задача балетмейстера – создание сиюминутной хореографии, где каждый исполнитель имеет свой ритм и своё движение.

В 50-е годы танец модерн вводится в качестве учебной дисциплины во многие колледжи и университеты США. Свой вклад в развитие современного танца внесли Пол Тейлор, Алвин Эйли, Триша Браун, Твайла Тарп.

На развитие европейского современного танца в начале XX века огромное влияние оказали дягилевские сезоны и те новации, которые внесли в искусство танца русские хореографы: Фокин, Нижинский, Нижинская, Мясин, Лифарь и другие. Эти хореографы экспериментировали в области классического танца, и это направление носит название «неоклассика». Многие известные балетмейстеры и хореографы М. Бежар, Р. Пети, И. Килиан, Д. Кранко, Д. Ноймайер и др. в своём творчестве отталкиваются от традиций классического балета, талантливо сочетая классику с модерном, народным танцем и другими направлениями танца. Европейский танец модерн, как направление стал развиваться после войны, и практически был импортирован либо из США, либо из Германии [51].

2. Основные принципы техники классического джаз танца.

К основным принципам техники классического джаз танца относится:

1. Использование позы «коллапс».

2. Передвижение исполнителя в пространстве по горизонтали и вертикали.

3. Изолированные движения различных частей тела.

4. Полиметрия танца.

5. Использование ритмически сложных и синкопированных движений.

6. Комбинирование музыки и танца.

7. Индивидуальные импровизации в общем танце.

Основная задача педагога на первом этапе обучения добиться достаточной свободы в держании позвоночника, обучение навыкам распределять напряжение.

Полицентрия – основополагающий принцип танцевальной техники – изоляция, каждая часть тела, центр двигаются независимо от другой части тела. Изоляция это прием, с которого начинается обучение джаз танца.

Полиритмия в джаз — танце – центры могут двигаться не только в различных направлениях, но и в различных ритмических рисунках, метрически независимых друг от друга.

Принцип полиметрии тесно связан с музыкой. Африканские фольклорные танцы сопровождаются исключительно ударными инструментами. Современная музыка, в особенности джазовая, монометрична, т. е. наложение различных ритмических рисунков не происходит, однако во время импровизации того или иного инструмента на основной, базовый ритм накладывается ритм импровизации. Это приводит к появлению такого музыкального понятия, как Свинг. Свинг должен исполняться свободным, не напряжённым торсом или отдельной частью тела. Главная задача — почувствовать вес тела или его части т свободно раскачиваться вверх – вниз, вперёд – назад или из стороны в сторону. Свинговые движения особенно помогают расслабить торс и снять излишнее напряжение. Это относится и к созданию иной по жанру музыке, используемой для создания хореографического произведения. Особую сложность у исполнителя, воспитанного в классической школе, вызывают нечётные размеры, которые непривычны для эстетики классического балета. Это требует внимательного отношения к развитию ритмического восприятия учащихся.

Мультипликация – понятие тесно связано с ритмом. Движения раскладываются на составные части, фазируются и мультиплицируются. Однако количественное увеличение танцевальных акцентов не должно приводить к увеличению музыкального такта (в четырёхдольном такте делается несколько акцентов промежутках между основными долями такта). Мультиплицированные движения могут быть неодинаковыми по времени и нерегулярными (шаг – это не только движение, связанное с перемещением в пространстве, но и перенос веса тела с одной ноги на другую). При мультипликации в промежутке между шагами исполняется несколько движений, но только одно связано с переносом веса тела.

Координация – при движении двух или более центров одновременно, возникает необходимость их скоординировать. Координация осуществляется двумя способами: импульсом, когда два или несколько центров приводятся в одновременное движение, либо применяется принцип управления, т. е. центры включаются в движение последовательно. Когда движение двух или нескольких центров направлены и исполняются в одном направлении это параллелизм, когда в противоположные – оппозиция. Затрачиваемое при активизации того или иного центра, мышечное усилие называется импульсом.

Технические принципы движения, заимствованные из танца модерн. Развитие той или иной техники связано с именами крупных педагогов, балетмейстеров, исполнителей. Идёт постоянный поиск новых форм, а все существующие стили носят именной характер. Всегда можно узнать стиль Форсайта, Каннингхема, Грехэм, Бауш, каждого из хореографов французского современного танца и т. д. Каждый из них ищет собственный стиль, и далее эти стили перерастают в техники. В танце модерн, в отличие от джазового танца, все части тела исполнителя взаимосвязаны во время движения, а основой движения служит позвоночник. И именно работа над подвижностью позвоночника лежит в основе многих техник танца модерн. В уроке модерн-джаз танца используются движения и основные принципы различных техник, а именно:

Из техники М. Грэхем – понятия contraction и release (сжатие и расширение), спирали торса, некоторые виды шагов и вращений;

Из техники Х. Лимона – движения, которые исполняются за счёт падения и подъёма тяжести корпуса, с этой техникой связано понятие «свинг»;

Из техники М. Каннингхема – различные спирали и изгибы позвоночника в соединении с движениями ног;

Из техники Л. Хортана используются все виды наклонов торса.

Модерн-джаз танец активно использует передвижение танцора не только по горизонтали, но и по вертикали. Расположение исполнителя на полу (в партере) достаточно часто используется. Уровнем называется расположение тела танцора относительно земли. Основные уровни – стоя, сидя, сидя на четвереньках, сидя на корточках, стоя на коленях, лёжа. Существуют акробатические уровни – «шпагаты», «мост», стойка на руках, стойки на лопатках, «колесо».

Движения и упражнения заимствованные из классического балета.

Использование элементов классического экзерсиса в уроке модерн-джаз танца весьма разнообразно и зависит, прежде всего, от знаний педагога и задач урока. Использовать эти движения в «чистом» виде, в классической форме нецелесообразно, поскольку это пересекается с задачами урока классического танца, однако, если ученики не занимаются классическим тренажом, то возможно использование этих элементов в уроке модерн-джаз танца более насыщенно. Основное отличие касается использования параллельных положений и позиций. Это же относится к положениям passé и cou-de-pied. Они также имеют выворотное и параллельное положение.

3. Особенности построения урока современного танца.

Для начала преподаватель современного танца, должен определиться, чей стиль ему близок. В уроке джаз-модерн танца нет определённой последовательности упражнений, как существует в классическом танце. Многие педагоги, изучив базовые техники, создают собственную систему преподавания, объединяющую несколько техник. В американской и западноевропейской системе хореографического образования не существует единой методики. Каждый педагог является самостоятельной творческой личностью и имеет право на поиск своих педагогических приёмов и методов.

Основные разделы урока модерн — джаз танца (их использует каждый педагог):

1. Разогрев – основная задача привести в рабочее состояние мышцы. Возможны варианты разогрева – у станка, на середине, в партере. Но основная задача – последовательный разогрев, где бы, ни находился исполнитель: стопы, ахиллесово сухожилие, коленный сустав и подколенные связки, тазобедренный сустав и мышцы паха, мышцы спины и торса. В разогреве в основном используются движения с разогревом ног, в чистом и вариационном виде, а также движения заимствованные из других техник. Нет чётких правил исполнения разогрева, но он должен быть насыщен пятью – десятью упражнениями на различные группы мышц, всё зависит от уровня подготовки учащихся.

2. Изоляция и координация. Изоляции, как правило, подвергаются все центры сверху вниз, от головы до ног. Первоначально все движения изучаются в чистом виде, причём возможно исполнение двумя способами: медленное сжатие и расширение (например, медленный наклон головы, вперёд и максимальный наклон головы назад) или резко достичь максимального положения. Но в том и другом случае центр, приведённый в движение, должен достигать своего крайне возможного положения. Второй этап обучения: соединение движений одного центра в простейшие комбинации: крест, квадрат, круг, полукруг. Следующий этап – соединение в более сложные геометрические комбинации, более сложные ритмические структуры. И, наконец, последний этап – соединение движений нескольких центров, т. е. координация. Основная задача педагога во время изучения движений изолированных центров — следить за тем, чтобы движения были действительно изолированными, чтобы во время движения одного центра, не двигался другой. Эта, на первый взгляд, простая задача вызывает трудности, так как анатомически все центры тесно связаны. Координация присутствует во всех разделах урока, везде, где необходимо соединить движения двух или более центров в одной комбинации. Первый этап обучения — координация изолированных центров. Координируются два, три, четыре центра в одновременном параллельном движении. Затем эта координация усложняется движением в оппозицию, введением сложных ритмических рисунков. И, наконец, последний этап координация нескольких центров во время передвижения. Процесс изучения координации строится от простого к сложному. На первом этапе обучения желательно использовать в музыкальном сопровождении чётные ритмы 2/4, 4/ 4, 6/ 8 и т. д. Затем можно переходить к полиритмии более сложного уровня нечётные уровни 5/ 4, 7/ 8, 9/ 8. Упражнения на полиритмию тесно связаны с координацией, но задача усложняется, поскольку необходимо сочетать не только движения двух и более центров, но и различные ритмические рисунки и размеры.

3. Партер. Современный танец использует сценическое пространство не только по вертикали, но и по горизонтали. Движение исполнителя на полу – существенная часть хореографии. В уроке этот раздел несёт очень важные функции:

· В партере может происходить разогрев

· В партере могут быть упражнения на изоляцию

· В партере могут исполняться упражнения – stretch характера

· В партере очень эффективны упражнения для развития подвижности позвоночника

· Переход из одной позиции в другую, создание цепочек на смену уровня, дополнительный тренаж на координацию и ориентацию в пространстве

4. Adagio. Вадим Никитин рассматривает задачи adagio в уроке, как три основные цели комбинаций на adagio:

· Отработка устойчивости и развитие высоты подъёма ноги.

· Отработка вращения в позах.

· Отработка пространственного расположения.

В такой последовательности рассматриваются и комбинации:

· Комбинация с использованием наклонов, спиралей торса, contraction и release с одновременным подъёмом “рабочей» ноги на 90° и выше.

· Комбинации с использованием tour lent и других видов партерных туров, fouette en tournant и pirouettes.

· Комбинация с использованием различных ракурсов, изменением уровня, перемещением по пространству класса.

5. Передвижение (Cross) шаги, прыжки, вращения — это заключительная часть урока. Её цель – развить танцевальность, ощущение стиля, координацию. Cross – наиболее импровизационная часть урока, каждый педагог задаёт те шаги, вращения и прыжки, какие считает необходимыми. Эта часть урока сродни allegro урока классического танца, однако необходимо отметить, что современный танец очень осторожно относится к прыжкам, особенно «большим». Техника прыжка и вращения с небольшими изменениями полностью заимствована из классического танца. Поэтому в основном педагоги используют комбинации шагов, вращений, и в меньшей степени прыжков. Cross обычно исполняется по диагоналям класса или по кругу. В зависимости от задач урока, Cross может быть в различных манерах и стилях современного танца, например, с использованием шагов фольклорного характера, т. е. афротанца, используются шаги и вращения латиноамериканского танца, возможны кроссовые комбинации с элементами, заимствованными из танца модерн, т. е. с использованием падений, перекатов на полу и т. д. Но при всех видах комбинаций желательно выдерживать один стиль и манеру движения.

6. Комбинация. Последним разделом урока модерн-джаз танца является танцевальная комбинация. Обычно комбинация изучается на протяжении 3 – 4 уроков, шлифуется и отрабатывается. Естественно, на первом этапе обучения комбинации должны быть достаточно просты для усвоения, их длительность не должна превышать 32 или 64 такта, затем, совершенствуя и усложняя, педагог должен создавать развёрнутые танцевальные комбинации. Основное отличие комбинации от постановочного номера в том, что в ней нет никакой идеи, кроме технического совершенствования. Комбинация может исполняться под любую «квадратную» музыку и не требует специально подобранного музыкального материала. К сожалению, в настоящее время очень многие балетмейстеры, особенно в любительских коллективах, выносят на сцену хореографические номера, которые напоминают комбинацию – набор движений, без мысли и развития.

4. Составные части урока, их соразмерность в разные периоды обучения, последовательность упражнений на середине зала.

При подготовке урока необходимо разделить материал на разделы и определить для каждого из них время. Нет необходимости каждый раз обязательно использовать все разделы урока, возможна более детальная проработка двух, трёх разделов. Вадим Никитин предлагает примерное распределение времени при полуторачасовом занятии:

ü Разогрев – 5 — 7 минут

ü Изоляция – 10 минут

ü Партер – 10 минут

ü Adagio и grand battement – 20 минут

ü Кросс 20 минут

ü Комбинация 20 минут

В конце каждого урока необходимо иметь несколько минут для восстановления дыхания и нескольких упражнений на расслабление. Курс занятий модерн-джаз танцем рационально разделить на три этапа: подготовительный, базовый и продвинутый. Уровень курса зависит от возможностей учащихся.

Подготовительный уровень: изучаются основные положения, уровни модерн-джаз танца, основные движения, шаги, прыжки. В разделе «Комбинация» изучаются комбинации на 32 и 64 такта, включающие движения изолированных центров, шаги, смену уровней и т. д.

Базовый уровень: вводятся новые технические понятия в каждом разделе урока, в разделе «Комбинация» изучаются комбинации с перемещением в пространстве, с использованием смены уровней, различных способов вращения и прыжков.

Профессиональный уровень: этот третий, продвинутый уровень, предназначен для профессиональных исполнителей, владеющих не только основами модерн-джаз танца, но и техникой классического и народно-сценического танца. Упражнения выполняются по тем же разделам, но с полицентрией, полиритмией, с координацией всех центров. Более сложными становятся прыжки и вращения. Время для разогрева максимально сокращается.

5. Музыкальное сопровождение урока современного танца.

Подбор музыкального материала целиком зависит от задач урока и его построения. Обычно для разогрева используется ритмичная музыка свингового характера размера 2/4, однако возможна и медленная музыка на 4/4, особенно при исполнении наклонов, спиралей торса. Для «изоляции» подходит быстрая, ритмичная музыка с чётким акцентом на первую долю. Главное в музыкальном материале – простая мелодия и постоянный ритм, не усложнённый модуляциями или ритмическими фигурами. Возможно использование только ударных инструментов.

В разделе «adagio» в основном используются музыкальные размеры 4/4 или ¾, возможны более сложные размеры, но тогда комбинации должны быть «не квадратными».

В разделе «cross» выбор музыки зависит от задач и предложенных комбинаций. Шаги афротанца желательно исполнять под ударные инструменты, причём ритм музыкального сопровождения зависит от типа шага.

При изучении комбинации на начальном этапе музыкальное сопровождение должно быть с простым мелодическим рисунком и устойчивым ритмом. В дальнейшем может использоваться более сложная музыка различных стилей: поп – музыка, джазовая музыка, симфоджаз, рок – музыка, музыкальный материал из мюзиклов и музыкальных фильмов.

При изучении нового материала желательно не использовать музыкальное сопровождение, либо использовать только ударные инструменты т. к. это отвлекает учащихся от осознания правильности работы различных групп мышц и целей упражнения [51].

Методические указания для самоподготовки:

После изучения основных вопросов темы ответьте на следующие вопросы:

1. Какие направления повлияли на историю развития джаз модерн танца?

2. Имена, каких известных хореографов и исполнителей, создавших свои школы и теории современного танца, Вы знаете?

3. Назовите и охарактеризуйте основные разделы урока джаз модерн танца.

4. На что нужно обратить внимание при подборе музыкального оформления урока современного танца?

5. Основные принципы, каких техник используются в уроке модерн джаз танца?

Методические указания по проведению самостоятельной работы по теме «Методика проведения занятий по современному танцу»

Цель:

Образовательная – создать условия для расширения теоретической подготовки по методике преподавания современного танца, для составления плана урока современного танца, для подготовки и проведения урока современного танца;

Развивающая – создать условия для развития информационных, коммуникативных, рефлексивных и аналитических умений;

Воспитательная – создать условия для воспитания интереса к профессиональной литературе, устойчивого внимания, любви к детям.

После изучения темы студенты должны знать:

1. особенности построения урока современного танца

После изучения темы студенты должны уметь:

1. проводить урок современного танца

Формулировка задания для самостоятельной работы:

Задание № 1 – Обзор учебно-методической литературы по современному танцу, подбор музыкального материала к уроку.

Алгоритм выполнения задания:

1. Подберите и изучите учебную литературу по теме «Методика проведения занятий по современному танцу».

2. Для знакомства с темой необходимо определить год обучения, тему и цель урока.

3. При прочтении учебной информации обратите внимание на:

ü основные задачи каждого года обучения;

ü структурные элементы урока современного танца;

ü последовательность выполнения структурных элементов урока современного танца;

ü методику проучивания элементов современного танца;

ü методику исполнения элементов, характерные ошибки;

4. Результатом работы является конспект в виде тезисов, а также графических зарисовок.

5. Подберите и изучите дополнительную литературу: статьи из журнала «Балет», научно-популярной и методической литературы. Необходимо подобрать статьи, знакомящие с историей развития современного танца.

6. Подберите и просмотрите видеозаписи уроков или мастер классов, концертов известных балетмейстеров и коллективов, работающих в стиле современного танца. При просмотре видеоматериала необходимо обратить внимание на:

ü стиль, характерный для этого педагога или исполнителя;

ü технику, присущую этому стилю;

ü манеру и характер исполнения современного танца;

ü композиционное построение урока современного танца;

7. Подберите и обоснуйте музыкальный материал для сопровождения урока.

8. Результатом анализа учебно-методической литературы является:

ü выбор темы урока

ü определение цели урока (общего замысла).

ü конспект в виде тезисов

Требования к оформлению работы:

1. Конспект оформляется в тетради.

2. Музыкальный материал оформляется в нотной тетради.

Требования к оценке работы

За выполненный конспект ставится оценка:

Оценка «отлично» — тема раскрыта полностью; достаточно полно использована литература; материал излагается логично, последовательно; работа выполнена аккуратно; используется дополнительный иллюстративный материал, студент понимает суть задаваемых по работе вопросов и формулирует точные ответы. Музыкальный материал соответствует выбранной теме урока.

Оценка «хорошо» — конспект соответствует заданному вопросу, но не совсем полный; материал излагается последовательно, знания по вопросу осознанные; работа выполнена аккуратно; не используется дополнительный иллюстративный материал. Музыкальный материал соответствует выбранной теме урока.

Оценка «удовлетворительно» — теоретический уровень работы низкий, встречаются серьёзные ошибки по содержанию темы, нет достаточной самостоятельности, знания по вопросу неполные, не глубокие, не осознанные; используется один литературный источник, не используется дополнительный иллюстративный материал. Музыкальный материал не подобран.

Оценка «неудовлетворительно» — конспект не подготовлен.

Задание № 2 – Составление плана урока народного танца.

Алгоритм выполнения задания:

1. Сформулируйте тему урока (в соответствии с рабочей программой и заданием № 1);

2. Определите тип урока (изучения нового материала; комплексного применения знаний; комбинированный; обобщения и систематизации; актуализации ЗУН; контроля и коррекции ЗУН);

3. Определите вид урока (лекция, беседа, семинар, учебная конференция, диспут, практическая или лабораторная работа, дискуссия, деловая игра, урок – конкурс, урок — соревнование, урок – мозговая атака);

4. Выберите год обучения;

5. Сформулируйте триедино-дидактическую цель (образовательная, развивающая, воспитательная);

6. Опишите оборудование, которое используется на уроке;

7. Опишите литературу;

8. Оформите структуру урока в таблицу:

Структурные моменты

Дидактические задания

Деятельность учителя

Деятельность обучаемых

Показатели реальных результатов

9. Определите методы обучения (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного обучения, частично-поисковый);

10. Выберите средства обучения (литература, видеосюжеты, DVD);

11. Определите форму познавательной деятельности учащихся (индивидуальная, групповая, коллективная);

12. Обоснуйте выбор музыкального сопровождения урока;

Требования к оформлению работы:

1. План урока набирается на компьютере, работа оформляется на отдельных листах.

2. Набор текста программы необходимо осуществлять стандартным 12 шрифтом;

3. Межстрочный интервал полуторный;

4. Заголовки следует набирать 14 шрифтом и выделять полужирным;

5. Отступ в абзацах 1-2 см.;

6. Поле левое 2,5 см., остальные 1 см.;

7. Работа должна быть выполнена аккуратно.

Требования к оценке работы:

За выполненный план урока ставится оценка:

Оценка «отлично» — структура технологической карты урока выдержана в соответствии с требованиями; выбранные методы обучения соответствуют цели, типу и виду урока; все структурные элементы урока соответствуют выбранному типу и виду урока; работа выполнена аккуратно;

Оценка «хорошо» — структура технологической карты урока выдержана в соответствии с требованиями, но не совсем полная; выбранные методы обучения соответствуют цели, типу и виду урока; определены не все структурные элементы урока; структурные элементы урока не вполне соответствуют выбранному типу и виду урока; нет обоснования музыкального сопровождения урока; работа выполнена аккуратно;

Оценка «удовлетворительно» — теоретический уровень работы низкий, знания по вопросу неполные, не глубокие, не осознанные; встречаются серьёзные ошибки при выборе типа и вида урока; структура технологической карты урока не полная; выбранные структурные элементы урока не соответствуют типу и виду урока; нет обоснования музыкального сопровождения урока; работа выполнена не аккуратно.

Оценка «неудовлетворительно» — план урока не подготовлен.

Задание № 3 Подготовка к проведению урока (сочинение комбинаций).

Алгоритм выполнения задания:

1. Определите в соответствии с задачами каждой части урока элементы и движения современного танца, для дальнейшего укрепления и совершенствования накопленных знаний и навыков учащихся;

2. Определите новый материал для изучения (в соответствии с темой урока);

3. Введите новый материал в различные комбинированные задания для дальнейшего укрепления и развития исполнительских навыков учащихся;

4. Определите соответствующие размеры, и характер музыкального сопровождения каждой части урока.

5. Сочините комбинации.

Требования к оценке работы:

За сочиненные комбинации ставится оценка:

Оценка «отлично» — ставится в том случае, если в составленных комбинациях, движения логически подобраны, их построение от простого к сложному; комбинации не громоздкие, их продолжительность соответствует определённому музыкальному отрезку; программные элементы, включённые в комбинацию, соответствуют выбранному году обучения; при составлении комбинации использовался определённый рисунок движений, различные ракурсы и направления; в комбинациях прослеживается использование всех средств танцевальной выразительности.

Оценка «хорошо» — ставится в том случае, если в построении комбинаций, нарушен принцип от простого к сложному; некоторые комбинации перегружены элементами современного танца, продолжительность комбинации, соответствует определённому музыкальному отрезку; программные элементы, включённые в комбинацию, согласованы с выбранным годом обучения; при составлении комбинации не использовался принцип ритмического разнообразия; комбинации в уроке, только одного вида сложности.

Оценка «удовлетворительно» — ставится в том случае, если, в составленных комбинациях, движения подобраны не всегда логично, в их построении нарушен принцип от простого к сложному; продолжительность комбинации, не всегда соответствует определённому музыкальному отрезку; программные элементы, включённые в комбинацию, не согласованы с выбранным годом обучения; при составлении комбинации не использовался определённый рисунок движений, различные ракурсы и направления; комбинации только одного вида сложности.

Оценка «неудовлетворительно» — ставится в том случае, комбинации не подготовлены.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *