Тема: «Методика проведения занятий по классическому танцу»

После изучения темы студенты должны знать:

1. Особенности построения урока классического танца.

После изучения темы студенты должны уметь:

1. Проводить урок классического танца.

Практические занятия:

Проведение урока классического танца

Самостоятельная работа:

Составление плана урока классического танца.

Подбор музыкального материала к уроку.

Обзор учебно-методической литературы по классическому танцу.

Подготовка к проведению урока классического танца (сочинение комбинаций).

Литература:

1. Берёзова Г., Классический танец для детских хореографических коллективов: [Текст] / Г. Берёзова. – Киев: 1979

2. Базарова Н., Классический танец: [Текст] / Н. Базарова. — М.: Искусство, 1975.

3. Ваганова А. Я. Основы классического танца: [Текст] / А. Я. Ваганова. — Л.: 1963

4. Головина С. Н. Уроки классического танца в старших классах: [Текст] / С. Н. Головина. — М.: Искусство, 1989.

5. Костровицкая В. 100 уроков классического танца: [Текст] / В. Костровицкая. — Л.: Искусство, 1978.

6. Костровицкая В., Школа классического танца: [Текст] / В. Костровицкая, А. Писарев. — Л.: Искусство, 1976.

7. Сидорова С. И. Классический танец Ч. 1-2,: [Текст] / С. И. Сидорова. — Пермь,2002.

8. Тарасов Н. Классический танец: [Текст] / Н. Тарасов. — М.: Искусство, 1981.

9. Ярмолович Л. Классический танец: [Текст] / Л. Ярмолович. — Л., Музыка, 1986.

План:

1. Классический танец как предмет обучения.

2. Особенности построения урока классического танца.

3. Музыкальное сопровождение урока классического танца.

Информационный блок

1. Классический танец как предмет обучения. Система пластической выразительности, именуемая «классический танец», в результате длительной эволюции и совершенствования нашла своё наиболее полное эстетическое воплощение в России. В этом танце техника не самоцель, а только средство выражения. Современную школу классического танца отличает, и это главное, строгая простота линий, отточенность поз, стремительность прыжков и вращений, богатство пластических оттенков, поэтическая одухотворённость. Формируясь, классический танец насыщался мотивами национального фольклора. Классический танец и в балетных школах, и в учебных заведениях является основой, первым этапом в обучении танцу. Достижения русской школы классического танца и методики преподавания его основных элементов отобраны, обобщены и систематизированы выдающимися хореографами, в частности профессором А. Я.Вагановой в её известном труде «Основы классического танца», впервые изданном в 1934 году. Уже тогда стало очевидным, что значение этого труда выходит далеко за рамки учебника. Изложенная в нём методика преподавания классического танца стала выдающимся вкладом в теорию и практику хореографической педагогики. Методика заключает в себе знание движений в его подготовительной и законченной форме, а также приёмы и методы, которыми разучивается то или иное движение.

«Единый стиль, единый почерк танца, проявляющийся ярче всего в гармонической пластике и выразительности рук, в послушной гибкости и в то же время в стальном апломбе корпуса, в благородной и естественной посадке головы – это и есть отличительные черты «школы Вагановой». [28] Ныне обучение в хореографических училищах, школах балета, профессиональных учебных заведениях, хореографических студиях основывается на системе А. Я.Вагановой.

Педагогические задачи:

1. Умение вести урок так, чтобы развить у учеников интерес к данному уроку и предмету в целом;

2. Уметь правильно показать и объяснить движение;

3. Научить учащегося владеть мышцами своего тела;

4. Воспитывать в ученике самоконтроль через физическое ощущение, что является залогом дальнейшей самостоятельной работы.

Что надо развивать у ученика:

Гибкость всех суставов (спина, стопы, лопатки, тазобедренный сустав и т. д.). Гибкость даёт пластику движениям.

Устойчивость (aplomb) – без неё нет техники движений. Вырабатывать, начиная с выворотного положения, с изучения позиций ног (научить твёрдо стоять на ногах), на двух выворотных, потом на одной выворотной. Зависит от правильной постановки ног и корпуса.

Координацию – это свобода движений без напряжения отдельных частей тела (в точных позициях и положениях соответственно классическому танцу). Координация, кроме этого – это сочетание движений ног, рук, головы и т. д., даже настроения и глаз.

Силу ног – выработанные сильные ноги дают возможность свободно двигаться, это достигается постоянными занятиями, повторением и увеличением количества движений. В каждом классе будут свои основные движения (в 1классе – tendu, во 2 классе – fondu, в старших классах пальцевые движения), которые влияют на выработку силы ног.

Музыкальность. Внимание, память.

Ритм сценического дыхания – это не только техника правильного газообмена, но и выражение эмоциональной жизни актёра, связанное с содержанием и характером сценического действия. Поэтому нельзя установить неизменные исполнительские формулы дыхания для каждого отдельного движения. Дыхание танцовщика должно не только непрерывно восстанавливать его работоспособность, но и служить средством актёрской выразительности.

Показ новых движений, т. е. прохождение программы, идёт сначала в чистом виде, особенно в младших и средних классах. Показ медленный и подробный, повторение движения в чистом виде, пока класс элементарно его не усвоит, затем движение дорабатывается в комбинациях.

Класс – это дисциплина, это внимание, это готовность, собранность – тогда есть результат. Важен темп урока – нельзя загонять, темп должен быть спокойным, но не размазанным, чтобы не охлаждаться. Рассчитать время, чтобы сделать и общие и отдельные замечания, повторить комбинации. Требовательность педагога не только в том, чтобы заставить, но и в том, чтобы добиться, не давать спуску, добиваться профессионализма. Важный момент – выполнение программы, но если класс слабый, то наиболее сложные движения можно перенести на следующий год. В каждом классе вначале обязательно повторение предыдущего материала, шлифовка, только потом проходится новая программа.

2. Особенности построения урока классического танца.

Готовясь к уроку, преподаватель должен, прежде всего, определить его содержание, т. е. тот учебный материал, из которого он будет слагаться. Каждый урок классического танца всегда начинается с повторения пройденного материала, чтобы сохранить и дальше совершенствовать накопленные знания и навыки, а также изучать новый материал. Начинающему педагогу надо руководствоваться следующими правилами подготовки к уроку:

1. Наметить новые примеры в соответствии с задачами каждой части урока для дальнейшего укрепления и совершенствования накопленных знаний и навыков учащихся;

2. Определить новый материал для изучения;

3. Ввести новый материал в различные комбинированные задания для дальнейшего укрепления и развития исполнительских навыков учащихся;

4. Определить совместно с концертмейстером соответствующие размеры и характер музыкального сопровождения каждой части урока.

Любой урок классического танца состоит из нескольких разделов:

Экзерсис у станка – это упражнения, состоящие из целого комплекса движений, исполняющихся ежедневно в следующей последовательности:

Plie, bat. tendu, bat. tendu jete, ronde de jambe par terre, bat. fondu или bat. soutenu, bat. frappe, bat. double frappe, ronde de jambe en l’aire, petties bat., bat. developpe, grande bat. jete.

Экзерсис — изучение элементарных движений, из которых потом слагаются самые сложные формы классического танца. Экзерсис должен быть отлично усвоен учениками, иначе нельзя овладеть точной техникой исполнительского мастерства. Экзерсис это не нечто второстепенное и «разогревание ног», он необходим не только начинающему, но и квалифицированному танцовщику для постоянного укрепления и совершенствования основ его исполнительского мастерства.

Экзерсис на середине зала – упражнения исполняются в той же последовательности, что и у палки. Экзерсис на середине зала, как правило, составляется компактнее, короче и техничнее. Построение его следует от года к году постепенно усложнять и сокращать количество отдельных упражнений. Экзерсис на середине зала всегда должен хорошо подготовить ученика к следующей части урока, а не подменивать её.

Адажио (Adajio) – это работа над всесторонним овладением позами классического танца и самой разнообразной их связью. В экзерсисе при помощи многократного повторения различных battement и других движений в одном и том же упражнении отрабатывается элементарная техника танцевального мастерства. А в adajio усваиваются характер, манера и техника, необходимые для исполнения большой и плавной танцевальной фразы. Построение adajio в различных классах складывается из пройденных поз, движений. В первом классе adajio, как такового ещё нет. Здесь только начинают изучать различные малые позы с ногой, не отделённой от пола. Со второго класса начинают изучать различные позы на 90 и соединять несложными приёмами, т. е. составлять простейшее adajio, которое выполняется после экзерсиса на середине зала. В четвёртом – пятом классах adajio приобретает всё более трудный и силовой характер за счёт объёма и повышающейся сложности сочетания движений, используемых приёмов связи, поворотов, малых и больших pirouettes. В пятом – шестом классах после большого adajio вводится так называемое второе adajio, которое представляет собой чередование постепенно усложняющегося вращения на полу. В техническом отношении его построение должно быть сложнее, подвижнее, но в силовом – легче и короче, чем в большом adajio. При составлении первого и второго adajio необходимо, чтобы все движения последовательно и логично соединялись между собой, образовывая стройный и законченный учебный пример, а не просто случайный набор движений. В каждом adajio должна присутствовать определённая учебная задача – отработка того или иного исполнительского приёма, а не вообще силы, устойчивости и пластичности движения.

Allegro — маленькие и большие прыжки. В этой части урока осваиваются различные прыжки классического танца. Если в экзерсисе осваиваются элементарные навыки, в adajio ведётся работа над позами и танцевальной фразой в медленном темпе, то здесь всё это суммируется и отрабатывается в темпе прыжка, большого и малого, простого и сложного, мягкого и трамплинного, стремительного и сдержанного.

Сначала выполняются комбинированные задания (кроме первого класса), состоящие из малых прыжков, например: temps leve sauté, pas echappe, pas glissade, pas assemble, pas jete, sissonne, различных поворотов, малых пируэтов и т. д. Каждый прыжок должен повторяться в одном и том же комбинированном задании в порядке трудности его исполнения.

Затем рекомендуется выполнять большие прыжки без подходов, такие, как grand sissonne ouverte, grand sissonne fermee, pas ballotte, temps leve в больших позах, jete passé, большие Заноски с двух ног на две ноги, различные повороты, малые и большие пируэты, простые tours и т. д.

Затем следует переходить к большим прыжкам, которые связаны с энергичными подходами. Прыжки эти характеризуются высокой полётностью и большими продвижением по прямым, диагональным и закруглённым линиям учебного класса. Такого рода прыжки комбинируются от задания к заданию в постепенно усложняющейся форме так же, как в предшествующей части урока.

Наконец, вторично выполняются малые прыжки, в более усложнённой комбинации, чем в начале этой части урока. Здесь используются различные виртуозные заноски с поворотами. Заканчивать прыжки следует простыми упражнениями типа petit changement de pied в сочетании с entrechat-quatre, с тем, чтобы привести организм и дыхание ученика в более спокойное состояние. Ко всему сказанному надо добавить, что по мере накопления пройденных прыжков в различных классах, особенно в старших, они как бы приобретают большую «подвижность» в смысле разнообразия сочетаний и последовательности выполнения на уроке.

Пальцевая техника. Не реже 2-3 раз в неделю.

Последняя завершающая часть урока предназначена, для того чтобы организм учащихся после напряжённой работы окончательно пришёл в состояние покоя при помощи выполнения различных форм port de bras.

Начинается и заканчивается урок поклоном, в младших классах после поклона идёт марш. Следует следить, чтобы шаг был с вытянутых пальцев, плечи опущены. У девочек руки на юбочке, у мальчиков – на поясе. В младших классах марш полезен и в середине урока.

Такое построение урока позволяет проводить его с постепенным усложнением, без резких подъёмов и спадов. При этом каждая часть урока также должна иметь свою кривую с постепенным нарастанием и некоторым спадом в конце, что позволяет ученикам приступать к выполнению следующей части урока со свежими силами. Подобное построение урока обусловливается психофизическими особенностями организма учеников и предохраняет их от возможного повреждения суставо-связочного аппарата, расстройства сердечной деятельности и т. д.

Общепринятая длительность урока классического танца в хореографических училищах равняется двум академическим часам. В пределах этого времени постепенно сокращается длительность первой части урока и увеличивается сложность и трудность её комбинированных заданий. Вторую и особенно третью часть урока следует постепенно увеличивать по длительности, объёму движений и трудности изучаемых приёмов. Четвёртая часть коротка по времени и усложняется очень незначительно. Такое распределение частей урока по времени является приблизительным, и отклонения от указанной нормы могут и должны быть в ту или иную сторону, в зависимости от конкретных условий работы.

Первый год обучения.

Его основной задачей является постановка корпуса, ног, рук и головы на простейших упражнениях классического тренажа, развитие элементарных навыков координации. Приступая к показу упражнений, надо объяснить понятие опорной и рабочей ноги.

Опорная нога поддерживает корпус в движении, принимая на себя его тяжесть. Рабочая нога выполняет движение.

Все упражнения исполняют поочерёдно с правой и левой ноги. Для правильного усвоения выворотности ног ряд движений сначала изучают в сторону.

Все движения проучиваются лицом к станку, затем держась за него одной рукой и далее в упражнениях на середине зала.

На первом году обучения с первых занятий следует вводить трамплинные прыжки, вырабатывать правильный толчок пятками от пола, учить в момент прыжка натягивать колени, подъём, пальцы. Прыжки начинают изучать стоя лицом к станку (нельзя наваливаться на станок). Как только усвоена элементарная точность исполнения, изучение переносится на середину зала. Во время прыжков первоначально руки держат на талии, затем переводят в подготовительное положение. Необходимо следить за корпусом, руками, живот и ягодичные мышцы подтянуты.

Второй год обучения.

Упражнения у станка.

Совершенствуются форма и техника исполнения ранее пройденных движений в увеличенных количествах и несколько ускоренных темпах. Ряд движений усложняется за счёт исполнения их в epaulement, позах с plie releve. Изучаются маленькие и большие позы, позы на 90, attitudes, arabesques. Изменяется количество долей музыкального такта, приходящихся на исполнение одного движения. Так

Идет усложнение ряда движений за счёт подъёма опорной ноги на полупальцы. Сначала часть однородных движений, входящих в комбинацию, исполняется на всей стопе, часть – стоя на полупальцах. К концу полугодия стопа опорной ноги в preparations поднимается на полупальцы и остаётся на полупальцах во время исполнения всей комбинации или, как в battement fondu, battement soutenu, все движения, входящие в комбинацию, исполняются с подъёмом на полупальцы. Подготовительное упражнение — releve на полупальцах на одной ноге – исполняется в конце экзерсиса у палки, лицом к палке.

Упражнения на середине зала.

Упражнения на середине зала исполняют, сохраняя ту же последовательность чередования и тот же методический подход, что и у палки. Для усвоения упражнений в epaulement их исполняют сначала на середине зала, начиная изучать с позы croise как более простой по построению. Основные позы croisee, effacee, ecartee, arabesques I, II, III, IV на 90. Temps lie с перегибами корпуса, IV port de bras, V port de bras, VI port de bras, pas de bourre без перемены ног, подготовительные упражнения к турам, pas de bourre dessus-desous.

Третий год обучения.

Упражнения у станка.

Как и в предыдущих классах, наряду, с повторением ранее пройденных движений осваиваются их более сложные формы и изучаются новые элементы экзерсиса у палки. Наиболее сложные движения экзерсиса у палки исполняются на полупальцах. Начинается изучение туров. Сокращается количество музыкальных долей такта, приходящихся на исполнение одного движения. Ronde de jambe en l’air, petit battement могут исполняться на 1/8 долю музыкального такта, battement releve lent на 90, battement developpe можно исполнять на 1 такт 4/4. Все движения экзерсиса у палки по сравнению с предыдущими классами исполняются в более быстром темпе. Увеличивается продолжительность нагрузки на одну ногу. Чаще задаются упражнения, которые требуют не только работы ног, но и рук, корпуса, поворотов и наклонов головы. Вводятся вращательные движения в различные комбинации экзерсиса у палки.

Упражнения на середине зала.

Упражнения на середине зала изучают в той же последовательности, следуя тем же методическим указаниям, что и у палки. Новые движения программы изучают сначала в чистом виде, затем в несложных сочетаниях с движениями, пройденными раньше, добиваясь, прежде всего правильности, чистоты и выразительности исполнения. Экзерсис на середине зала составляется так, чтобы осталось время на исполнение прыжков или упражнения на пальцах. Сокращать экзерсис на середине зала можно за счёт самих движений, например, чередуя ronde de jambe par terre battement fondu и так далее либо ограничивая количество сочетаний движений. Battement tendu en tournant en dehors en dedans

Основной задачей первых трёх лет обучения является освоение азбуки классического танца. Развиваются выворотность ног, танцевальный шаг (возможность поднимать работающую ногу на 90 и выше), правильная постановка корпуса, гибкость, устойчивость, лёгкий, высокий прыжок, чёткая координация движений. Всё это элементы, необходимые для дальнейшего развития техники и профессиональных навыков.

Последующие два года обучения – средние классы – наряду с развитием выносливости, силы и устойчивости воспитывают более свободное владение корпусом, движениями головы и особенно рук, которые должны быть не только пластичными выразительными, но и активно участвовать в исполнении туров и прыжков. Для достижения этого в уроки 4 и 5 классов вводятся комбинации с различным, более сложным сочетанием движений и связующие движения – pas de bourre, coupe, passé, flic-flac и т. д. Слишком увлекаться комбинациями движений не следует. Главное – качество исполнения. Поэтому новые движения программы средних классов изучают обязательно в чистом виде. Если движение трудное – изучают сначала его элементы. Экзерсис у палки, особенно в четвёртом классе, полезно исполнять en face, положение epaulement в какой то мере затрудняет правильную постановку корпуса, а значит и выработку устойчивости. На середине зала, напротив, упражнения следует чаще исполнять в epaulement, это воспитывает танцевальность.

3. Музыкальное сопровождение урока классического танца.

В музыкальных училищах и консерваториях студенты в концертмейстерских классах обучаются работе с вокалистами, инструменталистами. Концертмейстеров для балета нигде не готовят, хотя необходимость в этом есть. Задача пианиста на уроке классического танца – озвучивание упражнений, их музыкальное оформление, что предполагает необходимость определённых методических знаний.

В балетный класс приходят пианисты, не имеющие, за редким исключением, опыта работы в области импровизации. Преподавателю-балетмейстеру придётся набраться терпения и помочь концертмейстеру разобраться в построении урока, объяснить смысл и характер каждого pas классического танца, при этом возникают сложности не только технического, но и психологического характера. В основу данных взаимоотношений надо положить следующий тезис: пианист в своей профессии не меньший мастер, чем балетмейстер в своей.

Если в балетном спектакле балетмейстер целиком подчиняется музыке, передаёт её содержание и форму, то в уроке происходит обратное явление: музыка должна по своей форме подчиняться движению. В повседневной классной работе пианист творчески участвует в процессе урока и музыкальном воспитании учеников, умело, подбирая музыкальную литературу в тех случаях, когда задание педагога требует готовой музыкальной формы.

Правила аккомпаниатора:

1. Недопустимо играть слишком громко, форсированным звуком. Урок продолжается полтора часа и подобный «камнепад» не пойдёт во благо ни кому.

2. Пианист обязан знать точный перевод каждого движения и характер его исполнения, т. к. вся балетная лексика идёт на французском языке.

3. Урок классики строится на импровизационным материале, т. к. урок классики это живое взаимодействие музыки и пластики. Нотный материал можно использовать лишь в некоторых комбинациях, таких как adajio, allegro, танцевальные комбинации на середине зала.

4. Музыкальное сопровождение урока должно прививать ученикам эстетические навыки, а также осознанное отношение к музыке. Оно приучает слышать музыкальную фразу, разбираться в характере музыки, динамике, ритме.

5. Все комбинации урока должны строиться с учётом музыкальной фразы (тактовой квадратности), начинаться и заканчиваться вместе с нею. Музыкальные фразы могут быть малые и большие: четыре такта, восемь, шестнадцать, тридцать два и т. д. Возможны построения комбинаций экзерсиса и adajio на полторы фразы: двенадцать тактов, двадцать четыре и т. д.

6. Не следует засорять аккомпанемент обилием лишних звуков – трелей, форшлагов, арпеджио. Это особенно важно в младших классах, музыка является своеобразной подсказкой – одно движение – одна нота, два движения – две ноты.

7. Важно обращать внимание на акценты, т. к. одни движения выполняются на сильную долю, другие – из-за такта.

Методические указания для самоподготовки

После изучения основных вопросов темы ответьте на следующие вопросы:

1. Кто обобщил и создал единую систему методики преподавания классического танца в России?

2. Назовите педагогические задачи, которые ставит преподаватель на уроке классического танца?

3. Что развивает урок классического танца у учащихся

4. Назовите и охарактеризуйте основные части урока классического танца.

5. На что должен обращать внимание педагог при проведении урока классического танца?

6. Какие требования предъявляются для музыкального оформления урока классического танца?

7. Назовите задачи, которые ставятся педагогом, для каждого года обучения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *