Методические указания по проведению самостоятельной работы по теме «Методика проведения занятий по народному танцу»
Цель:
Образовательная – создать условия для расширения теоретической подготовки по методике преподавания народного танца, для составления плана урока народного танца, для подготовки и проведения урока народного танца;
Развивающая – создать условия для развития информационных, коммуникативных, рефлексивных и аналитических умений;
Воспитательная – создать условия для воспитания интереса к профессиональной литературе, устойчивого внимания, любви к детям.
После изучения темы студенты должны знать:
1. особенности построения урока народного танца
После изучения темы студенты должны уметь:
1. составлять план урока народного танца
2. проводить урок народного танца
Формулировка задания для самостоятельной работы:
Задание № 1 – Обзор учебно-методической литературы по народному танцу, подбор музыкального материала к уроку.
Алгоритм выполнения задания:
1. Подберите и изучите учебную литературу по теме «Методика проведения занятий по народному танцу».
2. При прочтении учебной информации обратите внимание на:
ü основные задачи каждого года обучения;
ü структурные элементы урока народного танца;
ü последовательность выполнения элементов экзерсиса у станка народного танца;
ü методику проучивания элементов у станка;
ü методику исполнения элементов у станка, характерные ошибки;
ü выбор основных положений рук, элементов, движений, которые характерны выбранной Вами национальности для составления комбинаций у станка, а также для проучивания их на середине зала.
3. Подберите и изучите дополнительную литературу: статьи из журнала «Балет», научно-популярной и методической литературы. Необходимо подобрать статьи, знакомящие с историей развития народного танца (в зависимости от выбора национальности). Обратите внимание на географическое положение, факторы, влияющие на развитие народной хореографии, особенности и манеру исполнения, а также на национальный костюм.
4. Подберите и просмотрите видеозаписи концертов известных народных коллективов. При просмотре видеоматериала необходимо обратить внимание на:
ü манеру и характер исполнения народного танца;
ü композиционное построение танца, характерное данной национальности;
5. Подберите и обоснуйте музыкальный материал для сопровождения урока. Требования к подбору музыкального материала:
ü музыкальный материал должен соответствовать выбранной национальности;
ü соответствовать характеру исполнения элементов экзерсиса;
6. Результатом анализа учебно-методической литературы является:
ü определение года обучения
ü выбор темы урока
ü определение цели урока (общего замысла).
ü конспект в виде тезисов, а также графических зарисовок.
ü нотный материал.
Требования к оформлению работы:
1. Конспект оформляется в тетради.
2. Музыкальный материал оформляется в нотной тетради, или на CD дисках.
Требования к оценке работы
За выполненный конспект ставится оценка:
Оценка «отлично» — тема раскрыта полностью; достаточно полно использована литература; материал излагается логично, последовательно; работа выполнена аккуратно; используется дополнительный иллюстративный материал, студент понимает суть задаваемых по работе вопросов и формулирует точные ответы. Музыкальный материал соответствует выбранной теме урока.
Оценка «хорошо» — конспект соответствует заданному вопросу, но не совсем полный; материал излагается последовательно, знания по вопросу осознанные; работа выполнена аккуратно; не используется дополнительный иллюстративный материал. Музыкальный материал соответствует выбранной теме урока.
Оценка «удовлетворительно» — теоретический уровень работы низкий, встречаются серьёзные ошибки по содержанию темы, нет достаточной самостоятельности, знания по вопросу неполные, не глубокие, не осознанные; используется один литературный источник, не используется дополнительный иллюстративный материал. Музыкальный материал не подобран.
Оценка «неудовлетворительно» — конспект не подготовлен.
Задание № 2 – Составление плана урока народного танца.
Алгоритм выполнения задания:
1. Сформулируйте тему урока (в соответствии с рабочей программой и заданием № 1);
2. Определите тип урока (изучения нового материала; комплексного применения знаний; комбинированный; обобщения и систематизации; актуализации ЗУН; контроля и коррекции ЗУН);
3. Определите вид урока (лекция, беседа, семинар, учебная конференция, диспут, практическая или лабораторная работа, дискуссия, деловая игра, урок – конкурс, урок — соревнование, урок – мозговая атака);
4. Выберите год обучения;
5. Сформулируйте триедино-дидактическую цель (образовательная, развивающая, воспитательная);
6. Опишите оборудование, которое используется на уроке;
7. Опишите литературу;
8. Оформите структуру урока в таблицу:
Структурные моменты |
Дидактические задания |
Деятельность учителя |
Деятельность обучаемых |
Показатели реальных результатов |
9. Определите методы обучения (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного обучения, частично-поисковый);
10. Выберите средства обучения (литература, видеосюжеты, DVD);
11. Определите форму познавательной деятельности учащихся (индивидуальная, групповая, коллективная);
12. Обоснуйте выбор музыкального сопровождения урока;
Требования к оформлению работы:
1. План урока набирается на компьютере, работа оформляется на отдельных листах.
2. Набор текста программы необходимо осуществлять стандартным 12 шрифтом;
3. Межстрочный интервал полуторный;
4. Заголовки следует набирать 14 шрифтом и выделять полужирным;
5. Отступ в абзацах 1-2 см.;
6. Поле левое 2,5 см., остальные 1 см.;
7. Работа должна быть выполнена аккуратно.
Требования к оценке работы:
За выполненный план урока ставится оценка:
Оценка «отлично» — структура технологической карты урока выдержана в соответствии с требованиями; выбранные методы обучения соответствуют цели, типу и виду урока; все структурные элементы урока соответствуют выбранному типу и виду урока; работа выполнена аккуратно;
Оценка «хорошо» — структура технологической карты урока выдержана в соответствии с требованиями, но не совсем полная; выбранные методы обучения соответствуют цели, типу и виду урока; определены не все структурные элементы урока; структурные элементы урока не вполне соответствуют выбранному типу и виду урока; нет обоснования музыкального сопровождения урока; работа выполнена аккуратно;
Оценка «удовлетворительно» — теоретический уровень работы низкий, знания по вопросу неполные, не глубокие, не осознанные; встречаются серьёзные ошибки при выборе типа и вида урока; структура технологической карты урока не полная; выбранные структурные элементы урока не соответствуют типу и виду урока; нет обоснования музыкального сопровождения урока; работа выполнена не аккуратно.
Оценка «неудовлетворительно» — план урока не подготовлен.
Задание № 3 – Подготовка к проведению урока (сочинение комбинаций).
Алгоритм выполнения задания:
1. Определите (в соответствии с темой урока) виды комбинаций для каждого элемента экзерсиса у станка (учебная, ритмически-пространственная, танцевальная);
2. Для сочинения танцевальных комбинаций определите национальность, подберите движения, логически подходящие для комбинаций экзерсиса;
3. Для сочинения комбинаций на середине зала активно используйте положения рук, положения в парах, элементы и движения, характерные определённой национальности.
Требования к оценке работы:
За сочиненные комбинации ставится оценка:
Оценка «отлично» — ставится в том случае, если в составленных комбинациях, движения логически подобраны, их построение от простого к сложному, каждая комбинация имеет чётко поставленную точку; комбинации не громоздкие, их продолжительность соответствует определённому музыкальному отрезку; программные элементы экзерсиса, включённые в комбинацию, соответствуют выбранному году обучения; при составлении комбинации использовался принцип ритмического разнообразия; в уроке используются все виды комбинаций.
Оценка «хорошо» — ставится в том случае, если в составленных комбинациях, движения логически подобраны, но в их построении нарушен принцип от простого к сложному, не все комбинации имеют чётко поставленную точку; некоторые комбинации перегружены танцевальными элементами, продолжительность комбинации, соответствует определённому музыкальному отрезку; программные элементы экзерсиса, включённые в комбинацию, согласованы с выбранным годом обучения; при составлении комбинации не использовался принцип ритмического разнообразия; комбинации только одного вида сложности.
Оценка «удовлетворительно» — ставится в том случае, если в составленных комбинациях, движения подобраны не всегда логично, в их построении нарушен принцип от простого к сложному, не все комбинации имеют чётко поставленную точку; комбинация перегружена танцевальными элементами, продолжительность комбинации, не всегда соответствует определённому музыкальному отрезку; программные элементы экзерсиса, включённые в комбинацию, не согласованы с выбранным годом обучения; при составлении комбинации не использовался принцип ритмического разнообразия; комбинации только одного вида сложности.
Оценка «неудовлетворительно» — комбинации не подготовлены.