Методические указания к практической работе по теме «Методика проведения занятий по народному танцу»

Цель:

Образовательная – создать условия для расширения практической подготовки по методике преподавания народного танца, для проведения урока народного танца;

Развивающая – создать условия для развития информационных, коммуникативных, рефлексивных и аналитических умений;

Воспитательная – создать условия для воспитания интереса к профессиональной деятельности, устойчивого внимания, любви к детям.

Оборудование: На уроках по дисциплине «народный танец» обязательным условием является наличие хореографических станков, музыкального инструмента;

Требования ГОСТ: Методика проведения занятий по народному танцу;

Порядок выполнения работы

Алгоритм выполнения задания:

I. Проведение урока. Урок проводится в соответствии с составленным планом урока, в котором сформулирована тема, триедино-дидактическая цель урока, определен тип и вид урока, подобраны методы обучения и определена форма познавательной деятельности учащихся.

II. Анализ проведённого урока. Проанализируйте проведённый урок по данной схеме:

— постановка цели и задач урока;

— структура урока (в зависимости от типа и вида урока);

— содержание учебного материала (логика подачи материала, актуальность учебного материала, общая и специфичная грамотность)

— методы и приёмы, используемые на уроке;

— организация работы всех студентов;

— культура педагогического общения;

— работа с аккомпаниатором;

III. Результатом работы является урок, подготовленный и проведённый в соответствии с подготовленным планом урока по дисциплине «народный танец».

Указания по проведению урока по дисциплине «народный танец»

При проведении урока необходимо:

1. Чётко обозначить цели урока, проверять усвоение учебного материала;

2. Соблюдать логику подачи материала.

3. Организовать работу всех студентов. Необходимо давать указания, замечания конкретному учащемуся и исправлять их с ним. А если замечание делается всей группе, то необходимо построить группу и проучить, исправить все неточности со всей группой;

4. Проявить широкую эрудицию и показать свободное изложение материала;

5. Соблюдать культуру педагогического общения во всех ситуациях и по отношению ко всем студентам;

6. Во время проведения основной части урока обратите внимание на:

— работу с аккомпаниатором.

— при проучивании комбинации необходимо правильно просчитать её, чтобы этот счёт не расходился при исполнении комбинации под музыку;

— при проучивании комбинации использовать приём от простого к сложному, отдельное проучивание работы рук и ног и только потом соединение их координационно в одну комбинацию;

— педагог при работе на середине зала работает лицом к классу так называемый «зеркальный» показ;

— при работе над этюдом, не забывайте уделять внимание особенностям, характеру и манере исполнения той или иной национальности;

7. При разучивании нового материала (основная характеристика танца, нового движения и т. д.)

— сообщите о нём некоторые сведения. Если название не совсем понятно, дайте объяснение к названию (например, краковяк – народный танец польского народа, названный по названию города, в котором он родился; «голубец» — удар одной стопы о другую).

— дайте общую характеристику танцу, опишите историю его возникновения, характерные особенности музыки и хореографии. Или, если это касается нового движения, расскажите правила проучивания и исполнения движения.

— прослушайте музыку к танцу, определите совместно с учащимися её характер, темп, музыкальный размер, ритмический рисунок, определите строение (части музыкального предложения, фразы).

Приступив к разучиванию движений, поз, переходов, рисунка танца, используйте различные методы проучивания движений. Выбор метода зависит от сложности его структуры входящих в него элементов. Каждый метод имеет свои достоинства и недостатки, но, используя их вместе можно добиться хороших результатов.

Традиционный метод широко используется при обучении — танцевальные движения, позы, переходы и рисунки танца разучиваются постепенно от простого к сложному.

— объясните и покажите движения или элементы сами, затем тоже пусть повторят ученики.

Метод разучивания по частям

— разделите движение на простые части и разучите каждую часть отдельно с последующей группировкой частей в нужной последовательности в единое целое.

Целостный метод разучивания, этим методом удобно разучивать простые движения, а также сложные движения, которые нельзя разложить на отдельные самостоятельные части

— проучите движение целиком в замедленном темпе.

Временное упрощение этот метод применяется для разучивания особенно сложных движений

— упростите форму сложного движения, а затем движение постепенно усложняйте, приближаясь к законченной форме. Например: шаг польки разучивают как приставной шаг, затем приставной шаг на полупальцах, без подскока на «и» при подъёме ноги вперёд и в окончательном виде – с подскоком.

8. Работа над позами и положениями как в сольном, парном танце, так и массовом танце.

— разучите их сначала в положении стоя на месте, затем закрепите на простом танцевальном шаге, и лишь затем, можно закрепить их на не сложных движениях.

— объясните и покажите каждую позу и положения рук отдельно.

— разучите и отработайте соединение танцевальных движений, поз, переходов, рисунка в танцевальные комбинации

— соберите комбинации в этюд или определённый танец.

— повторите комбинацию, этюд или танец многократно в целях запоминания, и для достижения более грамотного музыкального и выразительного исполнения.

— обратите внимание при повторении и закреплении и на характер и манеру исполнения той или другой национальности.

Требования к выполнению работы:

Практические задания выполняются студентами всей группы одновременно и проходят в виде показательного урока по народному танцу в хореографическом зале в специальной балетной тренировочной форме. Обязательным условием является присутствие концертмейстера.

Критерии оценки работы

Оценка «отлично» — ставится в том случае, если при проведении урока прослеживаются все структурные элементы в соответствии с конкретным видом урока, используются оптимальные методы и формы в изучении конкретной темы урока, соблюдается логика подачи материала, прослеживается умение организовать работу всех студентов, присутствие чёткой дикции, элегантного внешнего вида, в конце урока обозначенные цели достигнуты;

Оценка «хорошо» — ставится в том случае, если при проведении урока присутствует достижение целей и задач урока, специфическая грамотность, урок проведён в форме педагогического сотрудничества, но, отсутствует один или два структурных элемента урока, наличие оговорок с последующими исправлениями.

Оценка «удовлетворительно» — ставится в том случае, если урок проведён, но, отсутствует конкретная цель урока или ориентация на достижение её, не прослеживается чёткая структура урока, неумение передать наиболее существенные признаки изучаемых объектов, несоответствие выбранных методов теме, типу и виду урока, работа только с отдельными студентами, работа только по конспекту.

Оценка «неудовлетворительно» — ставится в том случае, если урок не подготовлен.

Вопросы для самоконтроля (самоподготовки):

1. Как Вы доведёте до студентов цели и задачи урока? (объяснением, подробным инструктажем, карточкой – заданием и т. д.)

2. Какие методы используются при разучивании нового материала на уроке народного танца? Приведите примеры в соответствии с выбранной темой урока.

3. Распределите методы разучивания нового материала для определённого вида комбинаций?

4. Как Вы проведёте рефлексию занятия?

Задание на дом:

Сделать самоанализ урока народного танца.

После изучения темы студенты должны знать:

1. особенности построения урока народного танца

После изучения темы студенты должны уметь:

1. проводить урок народного танца