Информационный блок

После изучения темы студенты должны знать:

1. Понятие системы образования;

2. Требования к содержанию образования;

3. Документы по организации учебно-образовательного процесса;

План:

1. Понятие системы образования.

2. Содержание общего образования.

3. Общие требования к организации образовательного процесса.

Литература:

1. Закон РФ об образовании от 10.07.1992; журнал «Образование и культура» № 3 (сентябрь) 2000, с. 24-38

2. Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в средних профессиональных учебных заведениях [Текст]: методическое пособие / Мин-во образования РФ; НМЦ СПО.- М., 1999.- с. 51

3. Лихачёв Б. Т. Педагогика [Текст]: учебное пособие / Б. Т.Лихачёв, — М., 2003.

4. Пидкасистый П. И. Педагогика [Текст]: учебник / П. И. Пидкасистый — М., 2004.

5. Реализация основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования: сборник нормативных правовых документов/ под ред. П. Ф. Анисимова [Текст]: — Мин-во образования РФ; управления СПО.- М., 2002. — 409 с.

6. Смирнов С. А. Педагогика /Педагогические теории, системы, технологии/ [Текст]: учебник / С. А.Смирнов, — М., 2001.

1. Образование как система – это совокупность

— преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов;

— сеть реализующих их образовательных учреждений;

— органов управления образованием.

Современная система образования нашей страны строится на основании Закона Российской Федерации «Об образовании», где содержатся те основные принципы и положения, на основании которых будет строиться и стратегия и тактика реализации идей развития образования в Российской Федерации. Эти положения обращены к обществу, самой системе образования, к личности, и обеспечивают как внешние социально-педагогические условия развития системы образования, так и внутренние, собственно педагогические условия её полноценной жизнедеятельности. Закон определил следующие принципы государственной политики в области образования:

1. гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности и любви к Родине;

2. единство федерального культурного и образовательного пространства, защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;

3. общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4. светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях;

5. свобода и плюрализм в образовании;

6. демократический, государственно-общественный характер управления образованием, автономность образовательных учреждений [29];

Закон определил структуру образовательных учреждений, отличающихся различными характеристиками, прежде всего по уровню и профессиональному направлению. В настоящей системе образования выделяют следующие типы образовательных учреждений:

1. дошкольные: ясли, детские сады;

2. общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования): школы, гимназии, лицеи и пр.;

3. учреждения начального профессионального (училища), среднего профессионального (техникумы, колледжи), высшего профессионального (институты, университеты, академии) и послевузовского профессионального (аспирантура и докторантура, курсы, институты повышения квалификации и переподготовки) образования;

4. специальные (коррекционные) учреждения для обучающихся с отклонениями в развитии: школы для слабослышащих и глухих, слабовидящих и слепых, для детей с проблемами интеллектуального развития, с проявлениями олигофрении и пр.;

5. учреждения дополнительного образования: музыкальные, художественные, спортивные школы, центры творчества, станции юных техников, туристов и пр.;

6. учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: интернаты, детские дома;

7. другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

По организационно- правовым формам образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными и негосударственными (частные, учреждения общественных и религиозных организаций).

Форма получения образования тоже может быть разной –

ü в учебном заведении — очная, заочная, очно-заочная (вечерняя);

ü семейное обучение

ü самообразование

ü экстернат

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» в систему образования наряду с учреждениями входят реализуемые ими образовательные программы и стандарты. Образовательные программы – это подготовленный компетентными специалистами документ, определяющий основное содержание образования по данному курсу, объём знаний и умений, который предстоит освоить его ученикам. В образовательной программе обычно формулируются цели и задачи курса, а также особенности организации занятий и их методическое обеспечение.

В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:

— общеобразовательные (основные и дополнительные) направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ;

— профессиональные (основные и дополнительные) направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.

2. Программы определяют содержание образования определённого уровня и направленности. Содержание общего образования, с одной стороны является важнейшим условием учебно-познавательной деятельности учащихся, т. к. оно отражает текущие и перспективные потребности общества, с другой – оно выступает инструментарием конструирования и осуществления учащимися этой деятельности и тем самым является средством удовлетворения личностных потребностей индивида в обучении, средством развития личности и формирования её базовой культуры. С точки зрения дидактики оно выступает как содержательная сторона обучения в единстве с процессуальной стороной.

Факторы формирования содержания образования:

ü потребности общества в образованных людях;

ü цели, которые общество ставит перед общеобразовательными школами на тех или иных этапах исторического развития;

ü реальные возможности процесса обучения;

ü средние и оптимальные возможности учащихся;

ü потребности личности в образовании.

Не только общество выдвигает требования к образованию, которое изменяется под влиянием требований производства, развития науки и техники, потребностей и интересов общества и индивида в самом процессе обучения. Но и граждане имеют право на его выбор. Поэтому в педагогике имеются такие понятия, как образовательные потребности населения, образовательные услуги, дополнительное образование, дифференцированное обучение. Функции государства состоят в том, чтобы обеспечить образование, соответствующее государственным стандартам в образовании – обязательному минимальному объёму знаний по той или иной образовательной программе и необходимый уровень её освоения.

Учреждения дополнительного образования – это образовательные учреждения, реализующие дополнительные учебные программы различной направленности, выходящие за пределы основных образовательных программ, в целях всестороннего удовлетворения потребностей граждан, общества, государства. [29] К ним относятся квалификационные курсы, центры профессиональной ориентации, музыкальные и художественные школы, дома детского творчества, станции юных техников, центры культур и т. д. В них занимаются дети от 6 до 18 лет. Современная система дополнительного образования детей предоставляет возможность миллионам обучающихся заниматься художественным и техническим творчеством, туристко-краеведческой и эколого-биологической деятельностью, спортом и исследовательской работой – в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями.

Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.

Детское объединение дополнительного образования представляет собой коллектив детей, все члены которого объединены интересной для них творческой деятельностью, что является благоприятным фактором их формирования и развития.

Педагог детского объединения – это:

— профессионал, который является для ребёнка образцом в выбранном им виде творческой деятельности;

— личность, способная помочь ученику стать самостоятельным и творческим человеком;

— воспитатель, который может оказать значительное позитивное влияние на формирование личности воспитанника;

— лидер детского коллектива, среда которого способствует эффективному социальному становлению каждого его члена.

Влиять на формирование и развитие детского коллектива в объединении дополнительного образования педагог может:

— через создание доброжелательной и комфортной атмосферы, в которой каждый ребёнок ощущает себя необходимым и значимым;

— через создание «ситуации успеха» для каждого члена детского объединения, чтобы научить его самоутверждаться в среде сверстников социально адекватным способом;

— через использование различных форм массовой воспитательной работы, в которых каждый воспитанник приобретает социальный опыт. Пробуя себя в разных социальных ролях;

— через создание в творческом объединении органов детского самоуправления, способных реально влиять на содержание его деятельности.

3. Общие требования к организации образовательного процесса:

Организация образовательного процесса в образовательном учреждении регламентируется учебным планом, годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий. Они разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно. Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку базисных учебных планов и примерный перечень курсов дисциплин.

Органы государственной власти, органы управления образованием и органы самоуправления не вправе изменять учебный план и учебный график образовательного учреждения после их утверждения, за исключением случаев, предусматриваемых законодательством РФ.

Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности в промежуточной аттестации учащихся.

Освоение образовательной программы завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников.

Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основании уважения человеческого достоинства обучающегося, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и морального насилия по отношению к учащемуся, не допускается.

Родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, воспитанников должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости учащихся.

Образовательное учреждение осуществляет индивидуальный учёт результатов освоения обучающимися, образовательных программ, а также хранение в архивах данных об этих результатах на бумажных, электронных носителях в порядке, утверждённом федеральным (центральным) государственным органом управления образования.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *