Сценический танцевальный костюм
Содержательность хореографического образа тесно связана со сценическим костюмом, который в процессе создания обогащается в соответствии с образом художественными и живописными характеристиками, и вместе с ними предстает в новом единстве музыки, пластики, драматургии. В том случае, если это единство не нарушает целостности пластического образа, а, напротив, создает необходимые предпосылки для его художественного восприятия, мы имеем дело с таким синтезом, в котором ни одна сторона образной специфики не доминирует за счет другой.
Сценический танцевальный костюм должен помогать, а не мешать движениям исполнителей. Это влияет на безпрепятственное раскрытие образа: в определённые моменты за счёт сценической одежды балетмейстеру легче донести до зрителя тот или иной образ. Для этого обращают внимание на особенности кроя и структуру используемых тканей, тщательно работают над созданием головных уборов и обуви.
Создателю костюма неоходимо учитывать Характер и динамику движений в танце. Если танец быстрый и насыщенный технически сложными трюками, костюм не должен быть тяжёлым и сковывать движения (учитывается структура ткани, используется минимум украшений, упрощаются головные уборы и т. д.); а в медленных, лиричных номерах появляется возможность показать всю красоту и богатство народного костюма. Например, русскую задорную пляску с должной динамикой исполнения не выдашь в каркасном высоком кокошнике и длинном расписном, с аппликациями из парчи и вышивкой жемчугом сарафане. Но если этим костюмом украсить плавный девичий хоровод, то зритель успеет разглядеть и восхититься каждым завитком, исполненном мастерами своего дела.
Профессиональный подход к созданию костюма решает задачу и показа возраста Задуманного образа. Если учесть особенности национальной одежды, то зритель без особого труда, лишь взглянув, сможет отличить где молодёжь, а где более взрослое поколение. Так, в постановке казахского танца, показывающего массовое гуляние, можно за счёт лишь головного убора раскрыть ряд образов. Например, исполнительницам, обыгрывающим обряд «Шашу» (бросание конфет), сделать акцент на головном уборе – кемешек, который характерен женщинам пожилого возраста; исполнительниц, учавствующих в народных играх, обозначить в круглой невысокой по форме шапке с укы, что свойственно молодым девушкам; а показать невесту уже можно, надев длинный высокий головной убор – саукеле.
Также с помощью использованных тканей, наличия и количества украшений можно передать Сословные принадлежности задуманных образов. Если на исполнителе лапти, то это, наверняка, крестьянин или батрак, а если расписные сапожки – то не иначе, как барыня или удалой купец.
Если в постановке народного танца используются сольные партии, то костюмы этих исполнитетей обычно более индивидуализированы, чем костюмы исполнителей массовых партий. Унификация костюмов массовки подчёркивает его эмоциональное, а не изобразительное значение, соответствует единству и общности всей танцевальной композиции. Различием в цвете, а иногда и в форме костюмов нередко является контраст различных групп исполнителей в массоовом танце и солистов. Костюмы последних обычно согласуются по крою и цвету с костюмами остальных, сочетаются по принципу единства или контраста в зависимости от конкретного образного содержания танца.
Итак, старинная одежда у каждого народа богата разнообразием форм, отделкой и вышивкой. На этой основе, изучив национальные особенности фольклора, можно создавать на современном этапе сценические костюмы для народных танцев. Рассмотрим несколько вариантов на примере болгарской женской, чешской мужской, испанской женской и мужской национальной одежды.