Костюм в народных танцах

Изучением народного творчества занимались всегда. На основе изученного создавались новые произведения искусства. В них художественная правда находила свое специфическое воплощение, свой конкретно-чувственный облик, обусловленный выразительными средствами данного вида искусства. В музыке – выразительное средство сочетания звуков и ритмов, в поэзии – слово, в живописи – сочетание красок, света и тени. В хореографическом же искусстве выразительным средством является совокупность всего вышеперечисленного с пластикой человеческого тела: движениями, позами, жестами, мимикой.

Искусство хореографии наших дней тесно связано со своими истоками, с реалистическими традициями народного искусства. В его основе лежит стремление людей отразить окружающий мир. Возникнув еще на ранних этапах человеческого развития, танец эволюционировал вместе с развитием человеческого общества. «Эволюция форм народного творчества, в том числе и хореографии, всегда протекала в зависимости от изменений административного, хозяйственно-бытового и религиозного порядка». (Голейзовский К. Я. «Образцы русской хореографии». М.: Искусство, 1964. С. 7).

В современную эпоху для танцевального фольклора открывается широкий доступ на сцену. Никогда прежде сцена не видела искусства более яркого, вдохновенного, чем искусство народного фольклора. Создание современного народного танца, его сценическая обработка были бы невозможны без глубокого изучения народного творчества.

При сценической обработке танца балетмейстер должен создать новые художественные произведения, созвучные нашей эпохе, поднять их на более высокую ступень и не растерять тех жемчужин, которые создал народ. Первое время, когда не было еще отправных моментов в обработке танца, балетмейстер просто переносил его на сцену либо в бытовом этнографическом виде, либо в очень измененном.

Танец для зрителя не может быть каплей житейской пляски. Появляется зритель, а с ним появляется театр, законы которого нужно соблюдать. Прежде, чем приступить к созданию народного танца на сцене, балетмейстер должен изучить обычаи и обряды, образ жизни и быт этого народа, характер занятий, экономику и географическое положение. При создании сценического танца на основе фольклора важно сохранить его идею, мысль, заложенную в танце, стилевую гамму исполнения; а также, что немаловажно, учесть особенность и колорит национальной одежды, украшений и соответствующей атрибутики.

Народный танец в наши дни является одним из популярнейших видов творчества. В нём находят отражение исторические и социальные особенности жизни народа, его национальный характер, трудовые навыки, обычаи, обряды, фольклор. Учитывая всё это, участники творческих коллективов при исполнении того или иного народного танца стремятся передать его как можно ближе к оригиналу. Успех танца в большей степени определяет хорошо и правильно выполненный костюм, который придаёт ему яркую, эмоциональную окраску и подчёркивает его национальную самобытность.

Сценический костюм создаётся на основе национальной одежды. Национальная одежда – своебразная летопись исторического развития и художественного творчества народа. Будучи одним из устойчивых элементов материальной культуры, она издавна отражала не только этническую принадлежность и географическую среду; в ней сказывался уровень экономического развития, социальное и имущественное положение, религиозная принадлежность.

Хореографические коллективы, представляющее своё искусство за рубежом, часто исполняют танцы той страны, где они выступают. Это налагает особую ответственность на создателей костюма.

Костюм в народном танце исторически изменялся в связи с эволюцией самого хореографического искусства. На первых этапах он почти не отличался от бытовых одежд. В начале двадцатого века большое значение имело создание сценических вариатов народного костюма, в связи с широком распространением ансамблей народного танца, национальных балетных трупп и народно-массовых сцен в балетных спектаклях.

Костюм в народном танце — один из важнейших компонентов оформления номера, отвечающий требованиям как конкретного идейно-образного содержания, так и специфике хореографического искусства в целом. Роль костюма в народном танце значительнее, чем влюбом другом виде искусства, так как танец лишён словесного текста и его зрелищная сторона несёт повышенную нагрузку.

Как и в других жанрах хореографии, костюм в народном танце характеризует персонажей, выявляет их исторические, социальные, национальные, индивидуальные особенности. Вместе с тем, он должен отвечать требованиям танцевальности, то есть быть лёгким и удобным для танца; не скрывать, а выявлять структуру тела; не сковывать движения, а помогать им и подчёркивать их.

Требования образно-характеристической конкретности и танцевальности нередко вступают между собой в противоречия. Как чрезмерное «обытовление», так и схематичное обеднение костюма в танце являются крайностями, которые могут быть оправдвны в отдельных случаях только особым содержанием и сюжетом того или иного концертного номера. Мастерство руководителя коллектива народного танца, как художника, состоит в преодолении этих противоречий и крайностей, в достижении органичного единства образности и танцевальности.

Костюм в народном танце, будучи одеждой конкретных персонажей, независимо воодушевлённых или нет, вместе с тем есть элемент целостного художественного решения всего номера, что выдвигает задачу его колористически-цветового согласования с декорациями, «вписывания» в единую изобразительную картину. Костюм – это «подвижный» элемент изобразительного оформления танца. Поэтому, он может вносить в него динамическое начало, наполнять ритмами, соответствующими ритмам музыки. В этом смысле костюм является как бы соединительным звеном в синтезе изобразительного искусства и музыки всей хореографической постановки.

С народным костюмом надо обходиться бережно. Осуществляя сценическую обработку, постановщик должен сохранить все, что касается покроя и принадлежности одежды, повода и актуальности одевания. И в то же время необходимо развить и обогатить рисунок, украсить и, насыщая, переоформить, но таким образом, чтобы не испортить того главного, что было заложено в первооснове. И ни в коем случае нельзя вносить в народный костюм чуждые элементы и мотивы, которые не свойственны данному народу, исполнять их не в том стиле и не с теми национальными особенностями, которые были в первооснове.

Основные трудовые процессы влияют как технику танцев, манеру исполнения, так и на бытовую одежду, а, соответственно, и на сценический костюм. Для балетмейстера эти впечатления могут дать толчок для постановки и помочь в решении образов. «Разве, – спрашивал Ж. Ж. Новер, – он (балетмейстер) не встретится с множеством разнообразных картин в жизни ремесленников? У каждого из них своя поза в зависимости от положений и движений, определяемых характером их труда. Он должен уловить их походку, манеру двигаться и держаться, всегда сходную с их ремеслом». Условия жизни и климат откладывают свой отпечаток на внешний вид костюма, используемый материал для пошива, разноообразие и количество украшений. Одежда во многом подсказывает определиться с характером и манерой в лексике танца. На Севере России, например, самая строгая манера. Подпрыгивание девушек считалось неприличным. Ход девушек плавный, голова поворачивается вместе с корпусом. Юноши очень внимательны к девушкам. У них нет хлопушек и присядок. Здесь свое влияние как раз оказал костюм.

Конечно, не все из жизни приемлемо для сцены. Надо выбирать самое интересное: своеобразные рисунки и орнаменты в вышивке; необычную манеру в технике исполнения оформления костюмов и украшений; какие-то особенности в форме и фасоне кроя.

Один из способов работы создателя костюма для народного танца с фольклорно-этнографическим материалом основан на соединении танца с другими видами искусства или народного творчества.

Балетный театр, например, за свою вековую историю, активно привлекая в союзники литературу, скульптуру, живопись, получал великолепные результаты: обогащались чертежи и крой одежды, появлялись новые темы в оформлении костюма, познавались новые способы художественной обработки тканей и используемых материалов. Создатели народного сценического танца в своей работе меньше использовали другие виды искусства. Может, только в последние десятилетия, как в профессиональном, так и в любительском танцевальном искусстве, стали появляться такие хореографические произведения, в основу костюмов которых легло народное творчество: кружево, вышивка, ткачество, игрушка и т. д. Но большинство сценических костюмов на основе народного творчества, к сожалению, носит чисто внешнее сходство, которое достигается примитивным пошивом и оформлением. Народное творчество должно быть неотъемлемой частью в создании сценического костюма для народного танца, основным в художественном замысле создателя.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *