Заключение

В наше время танец даёт возможность выразить весь спектр человеческих чувств, мыслей, отношений. Когда танец исполняется на сцене, чувства выражаются посредством определенной последовательности специально разработанных движений, подобно тому, как в драматическом спектакле актёр совершает действия, который предписывает ему сценарий. Мы использовали танец в терапевтических целях, в результате чего чувства участников группы свободно трансформировались в импровизированные движения, а принадлежность танца к определённому стилю, которая делает его театральным представлением, оказалась уже не столь важна. Важным явилось только содержание того, что передавалось посредством движений.

Естественно, что «работало» всё – и то, что участники занятий занимались своим телом, и включенность в сообщество партнёров по танцу, и влияние преподавателя, и сам танец. Одним из важных аспектов работы с танцем и движением стало понимание особой роли изменённых состояний сознания в процессе формирования системы отношений и развития личности.

В силу того, что одним из главных эффектов является развитие «Я» личности, занятия использовались как тренинг личностного роста подростков, так как именно в этом возрасте ломаются и перестраиваются все прежние отношения к самому себе, развиваются процессы самосознания и самоопределения.

Общие выводы о динамике различных видов и параметров

Отношений подростков в процессе занятий с применением направлений танцевальной терапии

Проведённые занятия и приведённые выше данные позволили заключить, что в результате танцевальной терапии происходят значимые изменения формально-содержательных параметров различных видов отношений его участников. Эти изменения носят многофункциональный характер как внутри определённых видов отношений, так и между ними. Одновременно наблюдаются общие тенденции изменений параметров внутри определённого вида отношений. Ведущими тенденциями изменений различных видов отношений являются:

— увеличение интенсивности выражения отношений к себе, принятие права на собственную уникальность;

— повышение взаимности по отношению друг к другу;

— формирование навыков общения в группе;

— динамика различных видов отношений к другому носит позитивный характер.

На уровне самоотчётов участники занятий отметили в качестве своего личного результата развитие самоуважения и уважения, терпимости к другим членам группы, понимание сходства и различий между людьми, понимание необходимости взаимозависимости и одновременно независимости каждой личности, понимание значимости многообразия отношений, черт характера, склонностей, потребностей, экспрессивных манер в противовес однообразию, возникновение о мире взаимоотношений с другими людьми как о динамическом, подвижном образовании, балансирующем между сопринадлежностью – индивидуацией, любовью – ненавистью, близостью – отдалённостью, общественной и личной жизнью.

Основные эффекты танцевальной терапии в группе подростков

С учётом целей танцевальной терапии и представленной выше динамики отношений личности в процессе терапии можно сформулировать следующие эффекты танцевальной терапии:

1. Освобождение от стереотипных, ригидных способов функционирования отношений.

2. Изменение отношений к другим в сторону большего принятия, терпимости.

3. Признание за негативными отношениями «права на существование», признание реальности существования разнообразных отношений.

4. Изменение представлений о группе и о себе в этой группе в сторону признания себя и других равноправными членами данной группы, которая начинает восприниматься как целостное образование.

5. Осознание участниками терапии собственной «Я-идентичности», признание за собой права на непохожесть, уникальность, принятие и развитие своей индивидуальной экспрессивной манеры, осознание и принятие своего тела.

6. Осознание участниками «Я-идентичности» других людей, признание за ними права на непохожесть, уникальность.

7. Развитие у участников спонтанности, активности и инициативы в установлении и поддержании отношений.

Исходя из поставленных целей и задач, с учётом полученных результатов, выводов и отзывов можно заключить, что занятия с применением различных направлений танцевальной терапии могут применяться в реальных группах с целью оптимизации социально-психологического климата, актуализации и изменения отношений, сплочения членов группы.