Задачи занятий с применением различных направлений
танцевальной терапии в работе
С группами подросткового возраста
Занятия с применением различных направлений танцевальной терапии в группах подросткового возраста подразумевают решение, по меньшей мере, пяти задач. Одной из них является углубление осознания членами группы собственного тела и возможностей его использования. Это не только улучшает физическое и эмоциональное состояние подростков, но к тому же может служить развлечением для тех из них, чьи моторные функции и без того в относительном порядке. При первых занятиях в группе руководитель наблюдает за участниками, оценивает сильные стороны и изъяны их двигательного репертуара, а затем определяет, что надо исправить и какие движения подойдут для этого лучше всего. Большинству из них нужна лишь некоторая помощь в укреплении мышц, растяжке, улучшении координаций движений, зарядке энергией.
Вторая задача занятий, учитывая данные возрастные особенности, состоит в усилении чувств собственного достоинства у подростков путём выработки у них более позитивного образа тела. Танец позволяет сделать образ своего тела более привлекательным, что напрямую связано с более позитивным образом «Я».
В-третьих, танцевальная терапия используется для развития социальных навыков посредством приобретения участниками соответствующего и притом приятного опыта. В подростковых группах это создаёт условия для творческого взаимодействия, позволяет преодолевать барьеры, возникающие при речевом общении.
Четвёртая задача занятий с применением различных направлений танцевальной терапии состоит в том, чтобы помочь ребёнку подросткового возраста вступить в контакт с их собственными чувствами путём установления связи чувств с движениями. При творческом отношении танец приобретает экспрессивность, позволяющую высвободить подавляемые чувства и исследовать внутренние конфликты, которые могут быть источником психического напряжения. Здесь психодинамическое понятие катарсиса распространяется на танец, поскольку его движения высвобождают скрытые чувства, а это имеет прямой терапевтический смысл. Танцевальные движения не только экспрессивны, но и обладают способностью снимать физическое напряжение, в особенности, если они включают раскачивание и растяжку.
Пятая задача занятий описывается как создание «магического кольца», что очень важно для данного возраста. Занятия в группе подразумевают совместную работу подростков, исследования и эксперименты с жестами, позами, движениями и другими невербальными способами общения. Всё это в целом способствует приобретению участниками группового опыта, все компоненты которого на бессознательном уровне образуют замкнутый устойчивый комплекс – «магическое кольцо».