Характерные особенности психологии

подросткового возраста

Подростковый возраст является затяжным переходным периодом от детства к зрелости. В течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребёнка к миру и самому себе и развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие, в конечном счете, к той жизненной позиции, с которой подросток начинает свою самостоятельную жизнь.

Следует особо отметить, что и в подростковом возрасте формирование личности не завершается. Весь этот период представляет собой перестройку ранее сложившихся психологических структур и возникновение новых, которые с момента лишь начинают дальнейший путь своего развития. Однако здесь ведущими будут уже не возрастные закономерности, а закономерности, связанные с индивидуальным формированием психики человека.

Кризисный характер перехода от одного этапа формирования личности к другому обусловлен тем, что потребности и стремления, возникающие у субъекта в связи с образованием новых психологических структур, встречают препятствия на пути своего удовлетворения и таким образом оказываются нереализованными. Кризис подросткового возраста связан с возникновением в этот период нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростка способности познать самого себя как личность, обладающую именно ей, в отличие от всех других людей, присущими им качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению (т. е. стремление проявлять себя в тех качествах личности, которые он считает ценными) и самовоспитанию.

Развитие самосознания и его важнейшей стороны – самооценки – это сложный и длительный процесс, сопровождающийся у подростка целой гаммой специфических (часто внутренне конфликтных) переживаний, что порождает свойственную подросткам неуравновешенность, вспыльчивость, частные смены настроения, иногда подавленность и пр.

Ещё очень незрелые попытки анализа своих возможностей сопровождаются то взлётом самоуверенности, то, напротив, сомнениями в себе и колебаниями. Такого рода неуверенность в себе часто приводит подростков к ложным формам самоутверждения – бравированию, развязности, нарушению дисциплины исключительно с целью показать свою независимость. Часто самооценка оказывается у подростка внутренне противоречивой; сознательно он воспринимает себя как личность значительную, даже исключительную, верит в себя, в свои способности, ставит себя выше других людей. Вместе с тем внутри его гложут сомнения, которые он старается не допустить в своё сознание. Но эта подсознательная неуверенность даёт о себе знать в переживании, подавленности, плохом настроении, упадке активности и пр.

Целенаправленность и другие действия личности, необходимые для того, чтобы сделать подростка более собранным и организованным, могут возникнуть не только на основе насыщаемых интересов. Они возникают и с другими устойчивыми мотивами, требующими целевой организации поведения, например, с мотивами общественной деятельности или с необходимостью поддержать кого-либо из близких людей. Иначе говоря, любые осознанные и устойчивые мотивы изменяют весь внутренний облик подростка. Они становятся доминирующими в структуре его мотивационной сферы и таким образом подчиняют себе все другие потребности и стремления. Это ликвидирует постоянные конфликты разнонаправленных мотивационных тенденций, характерных для кризиса переходного возраста и делает подростка внутренне более гармоничным.

В развитии личности подростка важным является рассмотрение природы конфликтов и пути их разрешения, так как психология этого возраста в силу своих особенностей более подвержена подобным ситуациям.

Под конфликтом понимается столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов, возникающих в процессе взаимодействия. Как правило, конфликт сопровождается негативными эмоциями.

Так по месту локализации (протекания конфликтов) можно выделить: внутриличностный, межличностный, личностно-групповой, межгрупповые конфликты.

Внутриличностный конфликт протекает во внутреннем мире подростка, возникает при наличии у человека различных целей, желаний, мотивов. При этом достижение одних целей, желаний или мотивов предполагает отказ от достижения других.

Межличностный конфликт возникает между двумя или более личностями. В ситуации межличностного конфликта подростки, как правило, преследуют несовместимые цели, либо придерживаются несовместимых ценностей и норм, пытаясь реализовать их, во взаимоотношениях друг с другом, либо стремятся к достижению одной и той же цели, которая может быть достоянием одной конфликтующих сторон. После обнаружения скрытых причин и источников конфликта необходимо провести коррекцию проблемы путём подходящей реакции на неё.

Например, если конфликт связан с различиями в жизненных планах, реакция может заключаться в одном из компромиссов, выработанных в результате переговоров и поиска взаимовыгодных решений.

Если причиной конфликта являются личностные особенности человека (страхи, нерешительность), то решение может заключаться в выработке методов по преодолению этих качеств личности.

Личностно-групповой конфликт возникает в случае несоответствия поведения личности групповым нормам, представляет собой столкновение одного подростка и группы в целом.

Конфликты на уровне взаимодействия личности и группы встречаются в различных вариантах:

— влияние отрицательно настроенных неформальных лидеров;

— конфликт рядового члена группы с коллективом – причиной возникновения конфликта могут быть личностные особенности подростка;

— нарушение группой норм, значимых для личности;

— нарушение человеком норм неофициального и официального взаимодействия и т. д.

Межгрупповой конфликт – в качестве участников конфликта выступают группы, преследующие достижение целей, несовместимых с целями противостоящей группы. Данный тип конфликта является наиболее сложным для разрешения.

В зависимости от того, в какой степени участник конфликта ориентирован на реализацию своих собственных целей и соблюдение интересов противоположной стороны, можно выделить пять типов поведения в конфликте: соперничество; избегание, игнорирование конфликта; приспособление; компромисс; сотрудничество. В конфликтном поведении каждого человека можно отметить черты каждого из пяти названных типов, но какие-то являются более предпочитаемыми, какие — то менее.

Частичное разрешение конфликта будет в том случае, если исключаются только конфликтные действия, но не исключается, пусть даже сдерживаемое у сторон, побуждение к конфликту. Полное разрешение конфликта имеет место в том случае, если конфликт устраняется и на уровне фактического поведения, и на внутреннем уровне.

Разрешение конфликта происходит в несколько этапов: нормализация эмоциональных состояний, выработка единой линии поведения противоборствующих сторон, определение правильных позиций конфликтующих, устранение причин конфликта и изменение поведение сторон.

Если анализ ситуации показывает, что возникновение конфликта при успешном его преодолении может привести к решению некоторых проблем, такой конфликт необходимо стимулировать. Если же потенциальный конфликт не сможет привести никаких позитивных результатов или серьёзно дестабилизирует деятельность на этапе своего развития, его следует предупреждать.

В качестве одного из способов управления межличностных, личностно-групповых, групповых конфликтов между подростками может выступать посредническая деятельность третьего лица, не участвующего в конфликте. Сущностью посредничества при разрешении конфликта является участие посредника в процессе общения, направленное на создание такой ситуации взаимодействия участников конфликта, в которой они смогли бы преодолеть неприязнь, смягчить напряжённость в отношениях и прийти к возникновению согласия.

Бывает целесообразно в работе с подростками не допустить само возникновение конфликтов. Достижению этой цели может способствовать следование следующим правилам общения:

— устранение из общения суждений и оценок, ущемляющих честь участника группы, а также покровительственных суждений и оценок, выраженных с чувством скрытого превосходства или пренебрежения;

— устранение из общения предубеждений, которые являются причиной неприятных замечаний;

— отказ от намерения немедленно парировать каждое замечание, немедленный ответ на каждое замечание другой стороны таит в себе недооценку партнёра по общению и т. п.