Система отношений личности

Гармония человеческих отношений… Как важна и необходима она каждому из нас, и какой трудной и непостижимой представляется она иногда для отдельной человеческой общности – трудового коллектива, студенческой группы, семейной ячейки и т. д.

Человек становится личностью в обществе других людей. Как известно, факт принадлежности к роду человеческому определяется понятием «индивид». Человек, появляясь на свет как индивид, становится личностью позднее. Этот процесс имеет и исторический (филогенетический) аспект, и аспект онтогенетический (когда происходит индивидуальное освоение социального опыта).

Понятие «личность» относится к числу наиболее неопределённых понятий в современной психологии, а становление личности приходится как раз на подростковый период. Определений личности существует столько же, сколько психологических направлений, изучающих феномен личности. Трудность определения дефиниции «личность» обусловлена так же тем, что помимо психологии личность является объектом изучения социологии, которая оказала и оказывает влияние на развитие социальной психологии.

Кроме того, внутри психологии можно выделить психологический и социально-психологический подходы к изучению личности. Социальная психология рассматривает личность в контексте разнообразных социальных связей и включённости в различные социальные группы как на макроуровне (взаимоотношение личности с большими социальными группами и обществом в целом), так и на уровне малых групп.

Рассмотренный выше социально-психологический подход к танцу и психология ребёнка подросткового периода, даёт возможность доступа к глубинным проблемам личности подростка. Рассмотрим социально-психологические проблемы личности с позиции психологии отношений.

Основоположниками психологии отношений в России являются А. Ф. Лазурский (1874-1917) и его ученик, и последователь В. Н.Мясищев (1893-1973).

По мнению А. Ф.Лазурского, отношение является системообразующим фактором структуры личности. А. Ф.Лазурский, работая над классификацией личностей, выделили ряд характеристик отношений или, по терминологии самого А. Ф.Лазурского, «сторон» отношений. По его мнению, таких сторон существует семь, и они являются базовыми характеристиками отношений. К ним относятся:

— модальность отношений – согласно данному критерию отношения могут быть положительными, отрицательными, безразличными;

— степень интенсивности отношений;

— качественные особенности отношений;

— уровень развития и дифференцированности отношений;

— степень сознательности отношений;

— степень культурности форм отношения или его осуществления (позднее В. Н. Мясищевым, данная характеристика была трансформирована в такое понятие, как форма обращения);

— широта или объём отношения, то есть количество объектов, привлекающих интерес человека.

Разработку концепции психологии отношений продолжил В. Н. Мясищев. Он разработал одно из важнейших в психологии принципиальных положений теории личности. Согласно его точки зрения: «…Система общественных отношений, в которую оказывается включённым каждый человек со времени своего рождения и до смерти, формирует его субъективные отношения ко всем сторонам действительности. И эта система отношений человека к окружающему миру и к самому себе является наиболее специфической характеристикой личности, более специфической, чем, например, ряд других её компонентов, таких как характер, темперамент, способности».

В системе отношений центральное место занимают отношения человека к обществу, общности, коллективу, группе, к самому себе. Самые важные и содержательные отношения складываются в межличностном взаимодействии. Для понимания личности важен характер преобладающих отношений, меняющихся по степени или уровню развития. Уровни развития системы отношений определяются:

— уровнем отношений личности: идейный, конкретно-личный и витальный;

— сравнительной ролью общественно-коллективистических и индивидуально-эгоистических тенденций во взаимоотношениях с людьми;

— избирательно положительным или отрицательным характером отношений к тем или иным субъектам в той или иной форме деятельности.

Система отношений образуется в результате развития, воспитания и самовоспитания человека. Эти процессы протекают в условиях общения и общественной практики.

Очевидно, что «отношение» является более широким понятием, чем «социальная установка», «аттракция» или «аффиляция». Отношения личности как психологическое явление характеризуются следующими сущностными чертами. Во-первых, отношения человека связаны с его потребностями (физиологическими и, в первую очередь с психологическими). Отношение возникает как своеобразная связь между субъектом (человеком), испытывающим потребность, и объектом (будь то человек или предмет окружающего мира), способным удовлетворить эту потребность. Эта связь между субъектом и объектом или, иначе говоря, отношение субъекта к объекту, проявляется, по словам В. Н. Мясищева, в «переживании тяготения к объекту и в активной устремлённости к овладению им». Например, отношение ребёнка к матери детерминировано как его физиологическими, так и психологическими потребностями в защите и безопасности. В психологии рассматривают следующие психологические потребности, определяющие отношение человека к себе и другому: потребность в установлении близких отношений; в контроле себя и других; потребность во включении в различные социальные группы; потребность в самоуважении, в позитивной оценке; потребность в понимании, в сочувствии, в опеке; потребность быть нужным, значимым.

Во-вторых, в общении отношение взаимосвязано с отражением и взаимодействии человека с человеком. Возникновению отношения предшествует этап восприятия (отражения) субъектом объекта и оценки (на основе отражения) его потенциальных возможностей в плане удовлетворения тех или иных его потребностей. Таким образом, в результате отражения личностью окружающей действительности формируется отношение, которое проявляется затем в формах взаимодействия, закреплённых в речи и экспрессивном поведении личности.

В-третьих, отношение есть одновременно процесс и результат общения и взаимодействия; его структура состоит из когнитивных, эмоциональных и поведенческих компонентов. На основе их сочетания определяется вид и тип отношений. Отношение как процесс проходит в своём развитии определённые этапы: формирование отношения, развитие отношения, стабилизация или распад отношения. Отношение как результат имеет определённые параметры: знак, интенсивность, модальность, осознанность и т. д.

Наряду с понятием «отношение» в психологии используют понятия «межличностное отношение», «взаимоотношение», «межгрупповые отношения», «самоотношение».

Межличностное отношение – это вид отношений личности, раскрывающийся в отношении к другому, это субъектно-субъектное отношение. Оно является одним из компонентов системы отношений личности, наряду с самоотношением и отношением к предметам окружающего мира. Для обозначения межличностных отношений в психологии используют также термин «взаимоотношение» для того, чтобы подчеркнуть, что межличностные отношения или взаимоотношения есть результат взаимного восприятия, познания, воздействия, влияния, оценки, то есть, по словам К. А. Абульхановой-Славской, «некоторый идеальный продукт взаимных усилий».

В отличие от межличностных под межгрупповыми отношениями понимают «субъективное отражение (восприятие) многообразных связей, возникающих между социальными группами, а также обусловленный им способ взаимодействия групп» («Словарь социально-психологических понятий», 1987).

На настоящий момент в психологии выделены два основных направления исследований личности: структурное и динамическое. В рамках структурного направления ведётся работа по изучению различных компонентов отношения, осуществляется поиск методического инструментария для измерения. Общепризнанно выделение в строении отношения эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов. Динамическое направление изучения отношений человека предполагает рассмотрение их как процесса с момента возникновения до распада. В основе этого направления лежит фундаментальное положение о динамичной природе отношений личности, разрабатываемое в российской психологии В. Н. Мясищевым, Л. И. Анциферовой, Н. А. Альбухановой-Славской, И. С. Коном и др. в рамках динамического направления получены сведения о формах динамики отношений. Например, выделены две формы динамики отношений: развитие, к которому относятся новообразования в сфере отношений, необратимые изменения в системе отношений личности (прогресс и регресс) и функционирование, включающее в себя обратимые изменения в пределах сложившейся организации личности. Этот тип динамики называют также «ритмами отношений» (А. Кроник, Е. Кроник, 1989), под которыми понимают периодическое изменение параметров отношений (знака, интенсивности, модальности и др.) с течением времени.

Рассматривая категорию «отношение», а именно в понятии «самоотношение», можно выделить Я – концепцию личности. В психологии Я – концепция определяется как: относительно устойчивая, более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит взаимодействие с другими людьми и относится к себе.

Я – концепция – это целостный, хотя и не лишённый внутренних противоречий образ собственного «Я», выступающий как установка по отношению к самому себе.

Идея Я – концепции принадлежит американскому психологу и философу У. Джеймсу (1842-1910). Согласно его мнению Я, как объект, состоит из четырёх компонентов: духовного, материального, социального и телесного; которые и образуют для каждого человека уникальный и неповторимый образ о самом себе.

В дальнейшем на развитие идей и формировании Я – концепции большое влияние оказала гуманистическая психология, в частности идеи К. Роджерса, которым проводились исследования, с целью выявления взаимосвязи между самооценкой человека и особенностями его поведения.

Согласно наиболее общепринятой точки зрения Я – концепция включает в себя следующие компоненты:

— физическое Я – схема собственного тела;

— реальное Я – включает представление о себе в настоящем времени;

— динамическое Я – то, каким индивид собирается стать;

— социальное Я – компонент, соотносимый со сферами социальной интеграции (половой, этнической, гражданской, ролевой и пр.);

-экзистенциальное Я – оценка себя в аспекте жизни и смерти;

— идеальное Я – то, каким человек, по его мнению, должен быть, чтобы соответствовать моральным нормам;

— фантастическое Я – то, каким субъект желал бы стать, будь это возможным.

Становление Я – концепции происходит при накоплении опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей. Всё многообразие образов Я – концепции так или иначе выполняет регулятивную функцию. То есть служат регуляторами поведения человека в ходе взаимодействия с другими людьми. Следовательно, чем больше адекватной является Я – концепция, тем легче человеку управлять своим поведением и регулировать систему отношений.

Из вышеперечисленного следует, что категория «отношения» является одной из центральных категорий психологической науки. Под отношением в психологии понимают основанную на опыте психологическую связь человека с миром, с другими людьми и с самим собой. В различных исследованиях подчёркивается ряд сущностных черт отношения, а именно:

1) связь отношений человека с его потребностями;

2) единство отношения, выражения и обращения;

3) связь отношения, образа и процессов социально-психологической интерпретации;

4) отношение есть процесс и результат общения.

Фундаментальным для психологии является положение о личности как относительно стабильной системе характерных для неё отношений.

Таким образом, использование категории «отношение» при интерпретации танцевального взаимодействия занимающихся даёт возможность доступа к глубинным проблемам личности: проблемам любви и ненависти, жизненных потребностей и ценностей, представлении о себе и мире и т. д. Кроме того, запуск процессов интерпретации в танцевальной терапии позволяет участникам осознать свои реальные отношения – к группе, к себе, к конкретным другим, к миру в целом, а также причины этих отношений.

Если попытаться в нескольких словах выразить суть этого подхода, то это выглядит следующим образом. В отличие от биологического подхода (где танец рассматривается преимущественно как моторно-ритмическое выражение энергии), психологического (где танец – это отражение характера импульсов нервной системы индивидуума), социокультурного (где танец – феномен цивилизации), социально-психологический подход к танцу предполагает акцент на его коммуникативной природе и рассматривает его отношение к миру, к другому человеку. Социально-психологический подход не противопоставлен вышеперечисленным, а скорее объединяет их.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *