Программа занятий с применением различных направлений танцевальной терапии
Преимущества групповой формы работы
С подростками
Уже на самых ранних этапах развития человеческого общества люди собирались в группы, чтобы обеспечивать своё выживание и развитие. В первобытных племенах совместными ритуальными действиями и плясками отмечались важные события и сопровождались культовые обряды; многие древнегреческие мыслители, в том числе великий Сократ, прибегали к групповой форме философствования, чтобы проверить свои идеи о природе Вселенной и человеческого рода; средневековые монахи объединялись в религиозные ордена, дабы очищать душу и постигать Божественную сущность. Эти ранние формы объединения уже содержали в себе зачатки наблюдающихся в современной психологии тенденций работе с группами. Однако при всём том, что тяготение к различного рода группам было свойственно людям на протяжении всей истории человечества, связь древних подходов с современными методами сознательного использования групп, имеющими задачей целенаправленное воздействие на личность, лишь недавно стало предметом научно-психологического исследования.
Хотя очевидно, что любая отдельная личность, находясь в группе, получает меньше внимания, чем при индивидуальном подходе, существует ряд причин, обусловивших развитие и успех групповых занятий. Жизнь человека, в частности подростка, – явление социальное. Подросток испытывает потребность вступать в контакт с другими людьми, делиться своими впечатлениями. Несколько лет назад Дэвид Ризман окрестил целое поколение «толпой одиночек», подчеркнув тем самым, что даже в присутствии других подросток может чувствовать себя отрезанным от них, изолированным, одиноким. Бюрократические лабиринты современного общества вызывают у детей этого возраста ощущения, замешательства, недоверия и бессилия. В таких случаях опыт пребывания в специально организованных группах может помочь в решении проблем, возникающих при межличностном взаимодействии. Группа оказывается микрокосмом или обществом в миниатюре, отражающим в себе весь внешний мир и придающим реалистичность искусственно создаваемым отношениям. В семье, на учёбе и в группах, которые формируются по интересам, на подростков ежедневно действуют такие факторы, как давление преподавателей и родителей, социальные влияния, конформизм. Эти факторы и выявляются в психокоррекционных группах, что оказывает соответствующее влияние на взгляды и поведение личности. В конечном результате опыт, приобретаемый в специально созданной среде, обычно переносится на внешний мир.
Второе потенциальное преимущество занятий в группе состоит в возможности получить обратную связь и поддержку от других её членов, имеющих схожие проблемы или опыт и способных благодаря этому оказать существенную помощь. В процессе происходящих в группе подростков взаимодействий осознается ценность других людей и потребностью них. В группе отдельная личность чувствует себя принимающей доверие, заботящейся и окружённой заботой, оказывающей помощь и получающий её. Реакции, возникающие и прорабатываемые в контексте групповых взаимодействий, могут помочь в разрешении межличностных конфликтов вне группы. В дружеской и контролируемой обстановке можно усваивать новые навыки, экспериментировать с новыми стилями поведения и получать опыт «проверки реалий» на той же группе, но уже в другом качестве. Присутствие равноправных участников группы, а не только одного преподавателя, создаёт ощущение комфорта, т. к. в исследуемых нами группах на большинство предметов по специальности приходятся индивидуальные занятия. У недостаточно уверенных в себе подростках не возникает чувства, что на них оказывают давление, с тем, чтобы они немедленно себя проявили. А когда они начинают заявлять о себе, то чувствуют себя спокойней, ощущая поддержку и зная, что такие же проблемы есть и у других.
В-третьих, занимаясь танцетерапией в группе сверстников, можно быть не только участником событий, но и зрителем. Наблюдая со стороны за ходом групповых взаимодействий, можно идентифицировать себя с активными участниками и использовать результаты этих наблюдений при оценке собственных эмоций и поступков. Множество обратных связей создаёт отражение личности сразу во многих ракурсах, позволяющее оценить собственное поведение и установки. При добавлении к терапевтической диаде ещё одного или нескольких человек возникает напряжение, которое не всегда имеет место в отношениях двух людей. Это напряжение может способствовать выявлению психологических проблем каждого члена группы.
В-четвёртых, группа может способствовать личностному росту. На занятиях с применением различных направлений танцевальной терапии в группе личность неизбежно ставится в положение, вынуждающее её к самоисследованию и интроспекции. Часто подростки знают, чего хотят, но, чтобы заявить об этом во всеуслышание, им требуется участие и поддержка. Каждая попытка самораскрытия или самоизменения члена группы вызывает одобрительную реакцию со стороны других её членов, и, соответственно, повышается самооценка личности.