Применение танцевальной терапии в формировании системы отношений личности подростка

2.1. Танцевальная терапия

(источники возникновения и развития, её основные положения, направления, цели и методические приёмы)

Танцевальная терапия как понятие и целенаправленная форма лечения зародилась в США в 1940-х годах. В настоящее время танцевальная терапия активно распространяется по всему миру, но основные научные её разработки по-прежнему осуществляются в США.

В 1966 г. в США была основана ADTA (American Dance Therapy Association), которая поддерживает и распространяет высокий профессиональный стандарт в танцевально-терапевтической профессии, разрабатываемый в течение многих лет. В 1979 г. Юдифь Банни (Yudith Bunney), в то время являвшаяся президентом ADTA, предложила определение метода танцевальной терапии. Танцевальная терапия – это психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности.

В термине «танцевальная терапия» заключены разные направления, идеологические различия, которые находят отражение в практической работе. Методы работы могут сильно разниться.

Толчком к возникновению танцевальной терапии, как было сказано выше (см. главу 1), явился кризис современного танца в начале XX века.

В основе возникновения и развития различных направлений танцевальной терапии лежат 5 источников:

1. Танец, его социокультурные, социально-психологические, психофизиологические функции и понимание танца как формы невербальной коммуникации и самовыражения.

2. Работы З. Фрейда, А. Адлера, К Юнга, сформировавшие представление о бессознательном и его проявлениях. В отличии от классической психоаналитической техники, где бессознательное извлекается в помощью вербализации, акцент в танцевальной терапии ставится на извлечении бессознательных аспектов психики через экспрессию и танец.

3. Представления о соотношении личности и её телесной организации, разработанные В. Райхом, А. Лоуэном, Ф. Александером. Практически каждый танцевальный психотерапевт руководствуется несколькими основными положениями этих авторов: 1) телесные движения отражают внутренне эмоциональные состояния, личностные особенности и историю развития человека; 2) изменения в двигательном поведении могут привести к изменениям в психике, способствуя здоровью и личностному росту.

4. Система форм усилий Р. Лабана, позволившая анализировать двигательное поведение человека с точки зрения 4-х факторов (пространства, времени, силы и течения) и на этой основе строить программу его развития. Эта система была одной из первых попыток систематизирования и формализации движений, которая оказала большое влияние на развитие телесной психотерапии, танцевальной терапии и хореографии. В настоящий момент система Р. Лабана используется также в таких сферах человеческой деятельности, для которых важным является координация усилий, целенаправленность и активность действий, принятие решений и перевод их в деятельность.

5. Исследования в области теории групп, психологии личности и невербальной коммуникации.

Возникла танцевальная терапия в конце 1940-х годов В США как психиатрическое направление. Первые танцевальные терапевты М. Чейз, Т. Шоуп, М. Уайтхаус и другие использовали танец как способ лечения психиатрических больных с так называемым «военным неврозом», сосредоточившись преимущественно на психофизиологических функциях танца. Значительно позже танцевальная терапия стала применяться при работе с нормальными и невротическими клиентами. Так как первыми танцевальными терапевтами были профессиональные танцоры, это явилось причиной того, что зачатки теории танцевальной терапии стали появляться только в конце 1950-х годов. Путь, по которому шёл каждый танцевальный терапевт к теоретическому обоснованию своей работы, был отличным от других, и это является причиной эклектичности в теории танцевальной терапии. Эта же причина объясняет и недостаточное развитие исследовательской практики в современной танцевальной терапии.

Танцевальная терапия развивалась от практики к теории, от клинической практики к исследовательской. Так, Мэрион Чейз, профессиональная танцовщица и учительница танцев, названная «первой леди» танцевальной терапии, разрабатывает такие основные понятия танцевальной терапии, как «кинестетическая эмпатия» (эмпатическое принятие партнёра путём отзеркаливания его движений) и «ритмическая групповая активность» (совместное движение группы под единый ритм). Позже эти понятия легли в основу двух основных методов танцевальной терапии.

М. Чейз оставила очень мало печатных работ, о ней можно узнать из работ её учеников и последователей. Д. Мак-Нили пишет, что у М. Чейз был талант контактировать с замкнутыми пациентами и пробуждать их жизненную энергию. Её ученица Э. Лефко отмечает, что сама М. Чейз была ярким примером того, каким должен быть танцевальный терапевт. Основным умением танцевального терапевта, как учила М. Чейз, является его инстинктивная радость от движения, только тогда он сможет передать, «заразить» ею клиента. Основной же целью танцевального терапевта является поощрять клиента двигать своё тело.

Несколько позже танцевальная терапия возникает и в других странах. В Германии наиболее широко известна Гуманноструктурированная танцевальная терапия, созданная Гюнтером Аммоном. Для Г. Амона цель терапии – в интеграции различных изменений личности в тождественность человека. Фундаментальными аспектами Гуманноструктурированной танцевальной терапии являются:

1) индивидуальный спонтанный танец, выражающий внутреннее состояние;

2) коммуникация через тело и движение танцора;

3) обратная связь группы, данная танцору после его танца.

В пределах группы танцор «переживает» своё тело, выражая себя в танце посредством языка тела, осуществляет контакт как с самим собой, так и с группой, что имеет громадный творческий, интегративный и излечивающий эффект не только для самого танцора, но и для группы. Цель Гуманноструктурированной танцевальной терапии достигается с помощью следующих методических приёмов: одинокий, отдельный, обособленный спонтанный танец, выбор одежды для танца, танец с использованием музыки или без неё и т. п.

Ученица Г. Амона Мария Бергер провела экспериментальное исследование результатов 3-месячной танцевальной терапевтической сессии. Экспериментальная группа состояла из 30 человек, в котором были представлены все диагнозы и все возрасты. Поскольку экспериментальные исследования танцевальной терапии и возможные методы анализа важны в качестве примера и основы в моей работе, то остановимся на этом подробнее. Из всей группы только 10 человек были детально исследованы с использованием следующих методов:

1. Открытое интервью с повествовательной частью (самоотчёт) и с заранее установленными вопросами, на основании которых делались выводы о принятии участниками терапии своего тела, доступ их к чувствам во время танца, способности членов группы вербализовать чувства и контактировать с другими.

2. Тематический апперцептивный тест с 10 отобранными картинками, на базе которых делались выводы о восприятии и принятии участниками терапии своего тела, об отношении к себе и другим людям, об агрессии по отношению к другим людям и себе. Также учитывался основной эмоциональный фон описаний предложенных стимуляционных картинок.

3. Видеозапись танца, на основании которой была разработана шкала анализа, состоящая из 24 пунктов: поза, выражение лица, взаимоотношения с группой, печаль, радость, гнев т д.

Результаты проведённого М. Берегер исследования показали, что у участников сессии произошли следующие изменения:

1) интеграция различных частей тела, прежде переживавшихся как изолированные, расширение экспрессий движений;

2) осознание вытесненных конфликтов и чувств, лучший доступ к бессознательным конфликтам и чувствам на невербальном уровне и соотнесение с вербальной коммуникацией;

3) развитие доверия к себе и группе;

4) развитие способности к установлению межличностных отношений.

М. Бергер выделила два типа пациентов, для которых танцевальная терапия оказалась наиболее эффективна: это негибкие, жёсткие, ограниченные в движениях пациенты, которые в результате развивают лучший доступ к своему телу и эмоциям; и пациенты, которые имеют большой репертуар движений, но оказываются не в состоянии показать свои чувства.

Полученные М. Бергер результаты, а также сама постановка вопроса о возможных сферах эффективности танцевальных терапевтических процедур свидетельствуют о смещении акцента танцевальной терапии с психиатрических целей на социально-психологические.

В Великобритании танцевально-двигательная терапия также начала развиваться сравнительно недавно (с конца 1970-х годов), но на сегодняшний день она представляет собой самостоятельное направление со своей мощной теоретической и экспериментальной базой. Изданная в 1992 году «Танцевальная терапия: теория и практика» под редакцией Х. Пейн является одной из первых попыток обобщить опыт, накопленный этой дисциплиной за годы своего развития.

В Великобритании официально принято следующее определение: «Танцевально-двигательная терапия – это использование экспрессивного движения как средства, с помощью которого индивид может включиться в процесс личностной интеграции и роста. Терапия базируется на том положении, что существует определённая взаимосвязь между движением и чувством, и что посредством исследования более разнообразного количества движений люди переживают возможность становления всё более спонтанными и адаптивными существами. Через танец и движение внутренний мир каждого человека становится осязаемым. В процессе танцевальной терапии терапевты создают обстановку доверия, в которой чувства могут быть безопасно выражены, признаны и проанализированы». Очевидно, что это определение мало, чем отличается от определений и принципов американской и немецкой танцевальной терапии. Тем не менее, танцевально-двигательная терапия в Великобритании решает и другие задачи.

Так, в Великобритании стоял вопрос определения круга клиентов, для которых предпочтительна танцевально-двигательная терапия. Первоначально существовали достаточно стойкие заблуждения относительно того, кто же может являться клиентом. Считалось, что танцетерапия предназначена только для тех, кто:

1) имеет физические недостатки;

2) природное чувство ритма и двигательный талант;

3) неопытен в творческой экспрессии.

На сегодняшний день танцевально-двигательная терапия применима к достаточно широкому кругу клиентов, а вышеназванные категории не являются определяющими при выборе вида терапии.

Главными элементами танцевально-двигательной терапии являются: 1) личность; 2) терапевтический процесс; 3) движение как форма невербальной коммуникации. Х. Пейн подчёркивает, что применение танца в терапии основано на его катарсической природе: «Катарсическая природа освобождает напряжение, вызванное стрессом, принося облегчение. Танцевальное движение является приносящим удовольствие расходом энергии, в отличие от обычных движений, которые являются релаксацией и сублимацией. Оно может иногда приводить к противоположному состоянию осознания».

Перейдём к рассмотрению разнообразия подходов, методов и круга клиентов в танцевальной терапии. Танцетерапия объединяет в себе психодинамический, поведенческий и другие подходы. Так, основу психодинамического подхода составляют свободные ассоциации в движении, целью которых является отражение внутренних процессов. Поведенческий подход использует танцевальная терапия с целью модификации поведения клиентов по направлению культурных и социальных норм. Ударение здесь ставится на приобретение умений. Ниже приведены те экспериментальные исследования, выполненные в русле танцевальной терапии, которые иллюстрируют использование танца в контексте взаимоотношений. Такое представление материала связано, во-первых, с тем, что нас интересует социально-психологически ориентированная танцевальная терапия; во вторых, с тем, что сами практики танцетерапии заявляют о разрешении проблем взаимоотношений как о своей главной цели.

Так, в исследовании Х. Пейн было показано, что при работе с детьми и подростками, основной целью терапии явилось вовлечение их в творческий, строящий взаимоотношения опыт. Она пишет, что опыт синхронного танца с целой группой даёт чувство совместности, принадлежности. Также кроме синхронного танца с группой, Х. Пейн был использован метод совместного движения с терапевтом (следование по пятам, подражание, отзеркаливание) и техника подстрочного комментария к движению, которая побуждала детей говорить о том, что они чувствуют, способствуя установлению контакта с самим собой и с другими.

Э. Ноак разрабатывает юнгианский подход в танцевальной терапии, делая акцент на исследовании сознательных и бессознательных аспектов отношений и взаимоотношений личности, проявляющихся в движении и танце. Особое значение она придаёт круговому танцу. Э. Ноак приписывает раннему круговому танцу функции сохранения, выживания, целостности рода. Интерпретируя круговой танец как алхимическое превращение (по К. Юнгу), она рассматривает его как священный акт, помогающий личности увеличить чувство контроля и уверенности. В греческом же танце она видит мифологическую основу танца, делая вывод, что танец близок к божественной энергии. В греческой мифологии богиня танца Терпсихора – покровительница танца: «Терпсихора – муза, наслаждающаяся танцем. Её имя является комбинацией греческого «терпсис», означающего веселье и удовольствие, и «коре», означающего деву или дочь. Она – юная женская сущность, приносящее собой удовольствие и радость. Те, кого она любит, полны желания танцевать».

Б. Микумс в работе, посвящённой коррекции отношений в диаде «мать-ребёнок», сообщает о значительном улучшении взаимоотношений в парах после курса танцевальной терапии (возникновение чувств открытости, развитие более позитивного отношения ребёнка к матери т д.). теоретической основой её работы явилась «концепция диалога», а основными целями – поощрение детско-материнских интеракций, осознание межличностных образцов поведения, демонстрация позитивных отношений, обучение матери следовать за ребёнком и т. д. Для достижения этих целей Б. Микумс использует метод «интеракционной синхронизации» (диадические движения, которые начинаются точно в одно и то же время), который, по её мнению, связан с развитием позитивных взаимоотношений.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что в современной танцевальной терапии происходит перенос акцента с использования танца как средства психофизической регуляции на использование его как средства установления, поддержания и коррекции личностных и межличностных отношений. Эта перестановка акцентов привела к расширению круга целей в танце. Среди них представляют интерес те, которые касаются системы отношений личности:

1. Самовыражение и самоактуализация личности.

2. Стимуляция творческого потенциала личности.

3. Становление более индивидуализированного самовосприятия и самоотношения.

4. Катарсическое высвобождение подавляемых чувств и отношений.

5. Принятие тела и создание более положительного его образа.

6. Коррекция системы отношений личности.

7. Коррекция отношений в группе.

Отличие между различными направлениями танцевальной терапии лишь в расстановке акцентов на тех или иных целях и в использовании преимущественно того или иного методического приёма. Так как танцевальная терапия возникла из объединения современного танца с существующими теориями личности, группы и психотерапии, не сегодняшний день единой теории танцевальной терапии не существует. Объединяющим фактором является общее для всех танцевальных терапевтов понимание танца, названное в литературе «basic dance» (основным танцем): «Танец – это спонтанная трансформация внутреннего мира в движение, в процессе которой будет прождён творческий потенциал и потенциал к изменению старого образа жизни».

Таким образом, социально-психологически ориентированную танцевальную терапию можно определить как групповую терапию танцем, в ходе которой можно использовать танец как форму самовыражения и невербального общения в группах, с целью развития личности и системы её отношений. В социально-психологически ориентированной танцевальной терапии предпочтительной является работа с группой, в которой возможно использование группового опыта согласования отношений и взаимоотношений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *