Динамика отношений участников

занятий с применением различных направлений

Танцевальной терапии

Целью занятий с применением различных направлений танцевальной терапии является развитие и изменение системы отношений и взаимоотношений личности. Как же в действительности изменяются различные отношения участников занятий, каковы закономерности этих изменений и каким образом в них проявляются фундаментальные свойства функционирования отношений личности как систем? Выявление этих вопросов и стало предметом нашего экспериментального исследования. Цель данного экспериментального исследования заключается в том, чтобы изучить динамику отношений личности в процессе занятий.

Формулируя цель исследования, необходимо уточнить, что имеется в виду, говоря о динамике отношений. Под динамикой отношений понимается изменение во времени их основных параметров под влиянием различных факторов. В качестве фактора динамики отношений в данном случае выступают занятия с применением различных направлений танцевальной терапии. Известно, однако, что эффекты занятий не одинаковы для каждого их его участников, так как различные социально-психологические воздействия по-разному преломляются через призму личности участников терапии. Исходя из этого, в эксперименте учитывается ещё одна независимая переменная – социально-психологические, мотивационно-потребностные и когнитивные особенности участников – так называемый «личностный» фактор.

Под «параметром отношения» здесь рассматривается такая характеристика отношений человека, которая является критерием сравнения различных отношений в системе отношений человека, их измерения, анализа изменений отношений и выделения различных видов отношений. Ставится задача комплексного изучения динамики различных видов отношений (отношения к другому, к группе, к себе) и их основных параметров: интенсивности, дифференцированности, взаимности. Эти виды отношений и их параметры изучаются на различных, осознаваемом и неосознаваемом, уровнях. Такой подход позволяет выйти за пределы устоявшихся экспериментальных традиций изучения динамики отношений, а именно: изучения преимущественно динамики межличностных отношений или отношений к себе, а также главным образом осознаваемых отношений.

Данный подход к динамике отношений определил выбор способа фиксации динамики. Так, в работе в качестве способа фиксации применился лонгитиюдно-дискретный метод, а именно: фиксация параметров отношений через определённые промежутки времени. Подобный способ фиксации наиболее адекватен приведённому выше определению динамики отношений.

В соответствии с целями исследования используется блок методов, фиксирующих временную динамику видов и параметров отношений. На основе классификации видов отношений В. В. Столина (1982), была создана «Методика исследования осознаваемых отношений личности к каждому члену группы и к себе» Т. А. Шкурко. Участникам группы предлагается оценить своё отношение к каждому члену группы и к самому себе по трём 8-бальным шкалам («симпатия — антипатия», «уважение — неуважение», «близость — отдалённость») следующим образом: 1-2 балла – яркая антипатия (неуважение, отдалённость); 3-4 балла – скорее антипатия, чем симпатия (неуважение, отдалённость); 5-6 баллов – скорее симпатия, чем антипатия (уважение, близость); 7-8 баллов – симпатия (уважение, близость).

В целях диагностики отношения личности к группе, а также в целях актуализации осознания участниками группы себя как членов этой группы и своего места в системе межличностных отношений в исследовании используется рисуночный тест «Я и группа».

За основы берутся критерии, выделенные Т. А. Шкурко, позволяющие диагностировать отношение личности к группе:

1) особенности изображения группы (группа не структурирована, группа разбита на подгруппы, группа изображена как единое целое);

2) месторасположение «Я» относительно группы (в центре группы, в группе (среди других), не периферии группы, вне группы, в одной из подгрупп);

3) соотношение размеров «Я» и других членов группы (изображение «Я» по величине превосходит изображение других членов группы, величина «Я» меньше величины других членов группы).

Продолжительность занятий была 2 академических часа. Занятия проходили с периодичностью 1 раз в неделю в течение двух месяцев. Замеры производились перед началом занятий, в средине и конце занятий.

Объектом фиксирования динамики отношений явилась одна из групп Жезказганского музыкального колледжа – первый курс по специальности «Инструментальное исполнительство», состоящий из 12 человек. Это реально существующая группа, которая на момент исследования уже имела сложившуюся систему межличностных отношений.