Танцевально-двигательная терапия предназначена

Для тех, чьи проблемы связаны с телесностью: проблемы, связанные с образом тела, с общим ощущением скованности, напряжения и мышечными зажимами в разных частях тела, или тревогой по поводу близости, физического контакта и доверия.

Для всех, кто испытывает эмоциональные трудности, конфликты, находится в стрессе.

Для тех, кто не доволен собственным телом (весом, размерами, формой) или своим телесным поведением (переедания, "зажатость", повышенная склонность к травмам и т. д.).

Для тех, для кого некоторые чувства или переживания оказываются слишком сильными, или же поглощающими настолько, что трудно подобрать слова, чтобы сказать о них, или для тех, кто избегает собственных чувств и не может подобрать точных слов, чтобы вербализовать свои чувства, желания, потребности.

Для людей, переживающих стрессовый или кризисный период в своей жизни, который связан с разного рода потерями (смерть близких, развод и т. д.) или кардинальным изменением своей жизни.

Для людей, которые обеспокоены тем, что их проблемы не решаются слишком долго, что жизнь будто ходит по кругу, или же они испытывают общее состояние, что в жизни "все идет не так" [13, C. 115].

Это может быть как индивидуальная работа, так и работа в группе.

Исходя из целей дальнейшего изложения, хотелось бы подробнее рассказать об основных факторах развития танцевальной терапии.

Во-первых, после второй мировой войны многие инвалиды, ветераны войны, нуждались в физической и эмоциональной реабилитации. Танцевальная терапия стала дополнительным методом лечения стационарных пациентов, многие из которых не могли говорить, и поэтому к ним невозможно было применить лечебное вербальное воздействие.

Вторым фактором, способствовавшим росту интереса к танцевальной терапии, явилось открытие в 50-х г. транквилизаторов. Доступность и широкое применение лекарств помогли разработать и применять к хроническим пациентам психиатрических клиник новые программы вмешательства в психические процессы, предусматривающие более активное лечение. Танцевальная терапия явилась альтернативным лечебным методом по отношению к этим программам.

Третьим фактором в развитии танцевальной терапии в 60-е гг. стало движение тренинга человеческих отношений, которое способствовало разработке экспериментальных методов расширения самосознания и работы с группами. Наконец, исследования невербальной коммуникации, в частности анализ коммуникативного поведения человеческого тела, вызвали интерес к новым программам танцевальной терапии. Одним из стимулов к этим исследованиям стала попытка обучения интуитивному мышлению путем обращения внимания на развитие функции правого полушария [8, C. 89].

Психоаналитическая теория также оказала влияние на движение танцевальной терапии. Вильгельм Райх, Карл Юнги в меньшей степени Гарри Стэк Салливанвнесли свой особый вклад в рассматриваемую область.

Любое наше переживание, будь то порыв гнева или любви, выражается в напряжении какой-либо группы мышц. На тесной связи эмоциональных переживаний и напряжений мышц построена известная биоэнергетическая теория телесной терапии Вильгельма Райхаи Александра Лоуэна. Суть этой теории в том, что психические травмы, получаемые человеком в течение жизни, находятся в так называемом мышечном панцире, тормозящим свободное выражение эмоций. Энергия, которая тратилась на поддержание мышечного зажима, после отреагирования вовне начинает свободно проходить по всем частям тела. Часто показанием успешности терапии может служить способность к более глубокому любовному, сексуальному переживанию

Сегодня танцевальные терапевты стараются снизить мышечное напряжение и увеличить подвижность участников группы. Юнг подчеркивал терапевтическую ценность артистических переживаний, которые он называл "активным воображением". Он был убежден, что артистические переживания, выраженные, например, в танце могут извлечь неосознанные влечения и потребности из бессознательного и сделать их доступными для катарсического освобождения и анализа. Акцентирование Юнгом роли символической активности и творческой экспрессии для психотерапевтического воздействия оказало влияние на движение танцевальной терапии. Танцевальная терапия может рассматриваться как первичное средство поощрения невербального взаимодействия и между клиентом и терапевтом, и между участниками. В настоящее время все больший интерес приобретают занятия в группах танцевальной терапии и довольно часто клиенты (будь то подросток или взрослый человек) формулируют запрос о развитии самопринятия, самоактуализации, уверенности в себе, в межличностных взаимодействиях.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *