Танцевальная психотерапия
В настоящее время наиболее развиты 3 школы танцевальной психотерапии: американская, английская, немецкая. Но и эти три направления не исчерпывают всего многообразия танцевальной психотерапии. Так, в рамках американской и английской танцевальной психотерапии существуют психодинамический и не-психодинамический подходы. Отличие этих подходов — в различных теоретических основаниях. Базу психодинамического подхода составляют психоанализ 3. Фрейда и теория коллективного бессознательного К. Юнга. Акцент в данном случае ставится на исследовании сознательных и бессознательных аспектов психики, проявляющихся в движении и танце.
Не-психодинамическое направление возникло на базе определенных практических результатов и выводов, полученных профессиональными танцорами в процессе реального танцевального взаимодействия. Пионер танцевальной психотерапии танцовщица Мэрион Чейз вводит в практику два основных метода — «кинестетическая эмпатия», т. е. эмпатическое принятие партнера, отзеркаливание его движений, и «ритмическая групповая активность», которые в дальнейшем используются в целях диагностики и коррекции отношений в паре и группе.
В одной из своих последних работ Бонни Микумс сообщает о найденных корреляциях между «ритмической синхронностью движений» и уровнем эмпатии, а также между «копированием» движений в паре и взаимной идентификацией [10, С.45.]
Ее терапевтическая работа с диадами «мать-ребенок», характеризовавшимися нарушенными взаимоотношениями,
Концентрировалась на исследовании временных и пространственных параметров танцевальной интеракции, поощрении ритмической синхронной интеракции и использовании «концепции диалога» в танцевальных интеракциях
Использование ритмической синхронизации и копирования в качестве методов коррекции отношений связано, на наш взгляд, с пониманием «невербальной интеракции» как процесса «согласования, подстройки, переноса программ невербального поведения» каждого из партнеров и учетом социально-психологических и физиологических функций ритма. Выделяют следующие функции ритма:
Функцию облегчения ритмической координации и кооперации с другими;
Функцию стимуляции спонтанного движения;
Функцию энергетизации скелетно-мышечной системы;
Функцию уменьшения тревожности, сопротивления, напряжения и агрессии.
Немецкое направление танцевальной психотерапии более единообразно. Гуманно-структурированная танцевальная терапия (ГТТ) развивается в рамках концепции Гюнтера Аммона «гуманистическая структурология», которая базируется на позитивном определении бессознательной личности и на теории многомерной личности с интегрированными измерениями в здоровье и дезинтегрированными в болезни. Для Г. Аммона цель ГТТ — в интеграции различных измерений личности. Фундаментальными аспектами ГТТ являются:
Индивидуальный спонтанный танец, выражающий внутреннее состояние;
Коммуникация через тело и движения партнера;
Обратная связь группы, данная танцору после его танца.
Как отмечает М. Бергер, «различные подходы в танцевальной терапии имеют тенденцию быть эклектичными, так как они не полностью интегрированы в теоретическую концепцию человека».
Но у всех танцевальных психотерапевтов, и это их объединяет, существует общее понимание танца, который называется «основным танцем» («basic dance»)B литературе: «Танец — это спонтанная трансформация внутреннего мира в движение, в процессе которой будет пробужден творческий потенциал и потенциал изменения старого образа жизни».
Отличие между различными направлениями танцевальной психотерапии, на наш взгляд, лишь в расстановке акцентов на следующих целях: [3]
Наиболее полное самовыражение личности.
Стимуляция творческости личности.
Катарсическое высвобождение подавляемых эмоций и отношений.
Создание более положительного образа тела у участников группы. Принятие тела.
Развитие экспрессивного репертуара участников группы по пути гармонизации, астереотипизации, индивидуализации. Расширение сферы осознания членами группы своего тела.
Становление более индивидуализированного самовосприятия.
Развитие членов группы как субъектов невербального общения.
Коррекция системы отношений личности.
Коррекция отношений в группе.
Реализация поставленных целей в танцевальной терапии достигается с помощью следующих методических приемов:
Использование преимущественно спонтанного, неструктурированного танца для самовыражения и выражения отношений;
Целенаправленный выбор музыки (как терапевтом, так и самими участниками);
Кинестетическая эмпатия;
Ритмическая синхронизация,
Экспериментирование с движением;
Работа с «мышечным панцирем»,
Целенаправленный выбор темы танцевального упражнения;
Обратная связь
Все сказанное выше позволяет использовать танец не только как способ самовыражения, но и как средство диагностики и коррекции отношений в группе. На основании практического опыта и теоретического анализа результатов, накопленных в рамках танцевальной психотерапии и социально-психологического тренинга, нами была составлена программа танцевально-экспрессивного тренинга. В основу данной программы положены следующие представления:
О танце как специфической форме невербального общения и самовыражения.
О психотерапевтических и социально-психологических функциях танца.
О тесной взаимосвязи между образом, отношением и выражением (экспрессией).