В создании классического номера
В создании классического номера или балета всё имеет значение: и деятельность балетмейстера, сочинившего его, и труд исполнителя и работа Балетмейстера-репетитора. Работа балетмейстера-репетитора – тоже творческая. От того, как будет номер отрепетирован зависит, смогут ли исполнители донести до зрителя замысел сочинителя, что, в свою очередь, влияет на то, как танцевальный номер или спектакль будет воздействовать на зрителя.
Балетмейстер-репетитор, как правило, присутствует на постановочных репетициях. Если номер или балетный спектакль создаётся заново, то он присутствует при всей постановочной работе, которую проводит балетмейстер-сочинитель. Если, например, ставится уже поставленный ранее или в другом месте спектакль, то балетмейстер-репетитор, присутствуя на репетициях постановщика, учит хореографический текст, мизансцены, изучает стиль, характер сочинения. Нередко бывает, что балетмейстер-репетитор помогает балетмейстеру-сочинителю в выборе того или иного исполнителя.
Может показаться, что работа балетмейстера-репетитора заключается лишь в отработке, отделке того, что поставлено балетмейстером. Но это не так. Он должен не только отработать с исполнителями движения, но и раскрыть образ и характер, передать стиль сочинения. Балетмейстер-репетитор обязан выявить почерк создателя хореографического произведения, его индивидуальную манеру. Тогда в результате его работы произведение засверкает всеми гранями – в нём должны быть «выписаны» каждая деталь, каждая чёрточка, различаться тона и полутона, основная тема и аккомпанемент.
Одной из важнейших задач является раскрытие главной мысли хореографического произведения. Балетмейстер-репетитор должен помочь исполнителям полнее раскрыть образы и характеры, исходя из задач, поставленных автором.
Работая над образами, над оттачиванием исполнительского мастерства, репетитору следует принимать во внимание индивидуальные качества артистов, уметь использовать лучшие стороны их таланта.
Балетмейстер-репетитор должен ясно представлять конечную цель своей работы, чётко определить её задачу и, исходя из неё, наметить такую последовательность и методику репитиционной работы, которая способствовала бы наиболее быстрому и качественному её завершению.
Профессия балетмейстер-репетитора очень сложна, она требует ежедневного напряжённого труда.
Балетмейстер-репетитор должен составить план репетиций, определить, сколько их потребуется на данный классический номер, наметить задачу каждой из них. На первом этапе чаще всего бывает нецелесообразно проводить совместные репетиции солистов и кордебалета, репетиции с ними проводятся раздельно, и только тогда, когда партии тех и других будут тщательно отрепетированы, их объединяют уже для совместной работы.
Естественно, что репетиционный план в процессе работы может корректироваться и незначительно изменяться. Нужно следить, чтобы на репетиции были обязательно заняты все вызванные исполнители.