Костюм в классическом танце
Костюм в классическом танце — один из важнейших компонентов оформления номера, отвечающий требованиям как конкретного идейно-образного содержания, так и специфике хореографического искусства в целом. Роль костюма в хореографическом произведении значительнее, чем в любом другом виде искусства, так как танец лишён словесного текста и его зрелищная сторона несёт повышенную нагрузку.
Как и в других жанрах хореографии, костюм в классическом танце характеризует персонажей, выявляет их исторические, социальные, национальные, индивидуальные особенности. Вместе с тем, он должен отвечать требованиям танцевальности, то есть быть лёгким и удобным для танца; не скрывать, а выявлять структуру тела; не сковывать движения, а помогать им и подчёркивать их.
Требования образно-характеристической конкретности и танцевальности нередко вступают между собой в противоречия. Как чрезмерное «обытовление», так и схематичное обеднение костюма в классическом танце являются крайностями, которые могут быть оправданы в отдельных случаях только особым содержанием и сюжетом того или иного концертного номера. Мастерство художника состоит в преодолении этих противоречий и крайностей, в достижении органичного единства образности и танцевальности.
Костюм в классическом танце, будучи одеждой конкретных персонажей, независимо воодушевлённых или нет, вместе с тем есть элемент целостного художественного решения всего номера, что выдвигает задачу его колористически-цветового согласования с декорациями, «вписывания» в единую изобразительную картину. Костюм – это «подвижный» элемент изобразительного оформления классического танца. Поэтому, он может вносить в него динамическое начало, наполнять ритмами, соответствующими ритмам музыки. В этом смысле костюм является как бы соединительным звеном в синтезе изобразительного искусства и музыки всей хореографической постановки.
С костюмом надо обходиться бережно. Осуществляя сценическую обработку, постановщик должен сохранить все, что касается покроя и принадлежности одежды, повода и актуальности одевания. И в то же время необходимо развить и обогатить рисунок, украсить и, насыщая, переоформить, но таким образом, чтобы не испортить того главного, что было заложено в первооснове. И ни в коем случае нельзя вносить в костюм чуждые элементы и мотивы, которые не свойственны данному образу, исполнять их не в том стиле и не с теми особенностями, которые могли быть в первооснове.
Огромный объём работы, который ложится на плечи создателей классического танца, предъявляет к ним большие требования. Без увлечённости своим делом, без напряжённого каждодневного труда нельзя предствить их деятельность. Чтобы давать рождение и представлять на суд зрителям классические произведения, балетмейстеру-сочинителю, балетмейстеру-репетитору, композитору, художнику по костюмам и, наконец, исполнителям необходимо ежедневно, ежечасно повышать свой профессиональный, идейный и культурный уровень, упорно искать новые, отвечающие сегодняшним требованиям методы и формы работы.
Совершенствуя классический танец, обогащая лексикон и эмоциональную выразительность движений, осуществляя работу по созданию новых классических произведений, мы в настоящем и поколения будущего должны бережно хранить созданное в результате кропотливой работы и стремиться к тому, чтобы классический танец отвечал современному уровню балетного искусства, приумножал его славу.