Композиционный план

Композиционный план – это режиссёрско-балетмейстерское решение будущего хореографического произведения с конкретным заданием композитору, художнику, всей творческой группе.

Следующий этап – работа над сочинением музыки. Если композитор учавствовал в разработке композиционного плана или же балетмейстер, создавая этот план, советовался с будущим автором музыки, значит, исходные позиции для композитора есть и предопределено единство стилистических приёмов композитора и хореографа, общность позиций в подходе к сюжету, к выбору художественно-выразительных средств.

Таким образом, в результате работы драматурга над программой, балетмейстера над композиционным планом, композитора над музыкой, балетмейстера-сочинителя над хореографическим решением классической постановки создаётся единая цепь взаимосвязанных друг с другом работ различных художников. Всё их творчество направлено к единой цели, они решают одну общую идейно-творческую задачу.

Балетмейстер, работающий над постановкой классического танца в небольшом творческом коллективе, к сожалению, не часто имеет возможность обратиться к композитору для написания музыки задуманного им хореографического произведения. Чаще всего он использует готовое музыкальное произведение либо довольствуется подбором музыкального материала.

Когда говорят, что танец основывается на музыкальном произведении и раскрывает музыку, то, казалось бы, первична музыка, и здесь как нельзя лучше подходит работа над готовым музыкальным произведением, который и рождает в голове у постановщика идею от услышанного. Но если брать за основу план-сценарий, в котором балетмейстер уже определяет в какой-то степени и характер, и стиль будущего произведения, то можно сделать вывод, что замысел танцевального номера предшествует рождению музыкальных образов, — здесь необходимо сотрудничество с композитором. Бесспороно одно: сила воздействия подлинно художественного хореографического произведения – в единстве музыки и танца.

Так как же работать с готовым музыкальным проиведением? Когда мы говорим сегодня о необходимости выражения музыки в танце, мы требуем совпадения образного строя, стиля музыки и танца, структуры музыкального языка и пластического рисунка, структуры формы, соответствия темпа, метроритма. Это не означает, что должна быть «отанцована» каждая доля такта, каждая нота, что в пластике неоходимо в точности повторить ритмический рисунок мелодии. Но есть необходимость учитывать мелодичный строй музыки, паузы, темповые изменения и так далее, чтобы не возникало впечатление своего рода диссонанса. Только полное понимание балетмейстером музыки способствует созданию хореографического произведения, цельного по художественному замыслу, направленности, по музыкально-пластическому языку, по слитности видимого и слышимого образов.

Как уже говорилось выше, композицию создаёт балетмейстер – создатель, сочинитель классического произведения. Это может быть сочинение целого балета, отдельного танцевального номера, дуэта, трио, квартета т. д. Каждая Композиция танца включает в себя ряд танцевальных комбинаций, она должна основываться на определённом музыкальном материале и отражать все особенности музыки, строиться по законам драматургии и включать в себя экспозицию, завязку, ступени перед кульминацией, кульминацию и развязку. В композиции следует различать рисунок танца и хореографический текст.