Драматургия

Слово «драматургия» происходит от древнегреческого слова «драма», что означает действие. Со временем это понятие стало употребляться более широко, применительно не только к драматическому, но и к другим видам искусства: музыке, хореографии так далее.

Драматургия драматического театра, кинодраматургия, драматургия музыкального или хореографического искусств имеют общие черты, общие закономерности, общие тенденции развития, но каждое из них вместе с тем имеет свои специфические особенности.

Если говорить об использовании законов Драматургии при сочинении классического произведения, то различают пять основных частей.

1. Экспозиция знакомит зрителей с действующими лицами, помогает им составить представление о характере героев. В ней намечается характер развития действия; с помощью особенностей костюма и декорационного оформления, стиля и манеры исполнения выявляются приметы времени, воссоздаётся образ эпохи, определяется место действия. Действие здесь может развиваться неторопливо, постепенно, а может динамично, активно. Длительность экспозиции зависит от той задачи, которую решает здесь хореограф, от его интепритации произведения в целом, от музыкального материала, строящегося в свою очередь, не основе сценария сочинения, его композиционного плана.

2. Завязка. Само название этой части говорит о том, что здесь завязывается – начинается действие: здесь герои знакомятся друг с другом, между ними или между ними и какой-то третьей силой возникают конфликты. Драматургом, сценаристом, композитором, хореографом сделаны в развитии сюжета первые шаги, которые впоследствии приведут к кульминации.

3. Ступени перед кульминациейЭто та часть произведения, где развёртывается действие. Конфликт, черты которого определились в завязке, обретает напряжённость. Ступени перед кульминацией действия могут быть выстроены из нескольких эпизодов. Количество и их длительность, как правило, определяются динамикой развёртывания сюжета. От ступени к ступени она должна нарастать, подводя действие к кульминации. Некоторые произведения требуют стремительно развивающейся драматургии, другие, наоборот, плавного, замедленного хода событий. Иногда, для того чтобы подчеркнуть силу кульминации, надо для контраста прибегнуть к снижению напряжённости действия. В этой же части раскрываются разные стороны личности героев, выявляются основные направления развития их характеров, определяются линии их поведения. Действующие лица выступают во взаимодействии, в чём-то дополняя, а в чём то противореча друг другу. Эта сеть отношений, переживаний, конфликтов сплетается в единый драматургический узел, всё более привлекая внимание зрителей к событиям, отношениям героев, к их переживаниям.

4. Кульминация Наивысшая точка развития драматургии хореографического произведения. Здесь достигает наивысшего эмоционального накала динамика развития сюжета, взаимоотношения героев.

В бессюжетном классическом танце кульминация должна выявляться соответствующим пластическим решением, наиболее интересным рисунком танца, наиболее ярким хореографическим текстом, то есть композицией танца.

Кульминация обычно соответсвует также наибольшая эмоциональная наполненность исполнения.

5. Развязка завершает действие. Развязка может быть либо мгновенной, резко обрывающей действие и становящейся финалом произведения, либо, наоборот, постепенной. Та или иная форма рязвязки зависит от задачи, которую ставят перед собой его авторы. Развязка – идейно-нравственный итог сочинения, который зритель должен осознать в процессе постижения всего происходящего не сцене. Иногда автор подготавливает развязку неожиданно для зрителя, но эта неожиданность должна быть рождена всем ходом действия.

Все части в сочинении классического танцевального номера или балета должны быть органично связаны друг с другом, последующая должна вытекать из предыдущей, дополнять и разивать её. Только синтез всех компонентов позволит автору создать такую драматургию произведения, которая бы волновала, захватывала зрителя.

Работа над любым классическим произведением – танцевальным номером, сюитой, балетным спектаклем – начинается с замысла, с написания программы и либретто этого произведения.

В обиходе мы часто говорим «либретто», и некоторые считают, что программа и либретто – одно и то же. Это не так. Либретто – это краткое изложение действия, описание уже готового хореографического сочинения (балета, хореографической миниатюры, концертной программы, концертного номера), в котором есть лишь неоходимый материал, нужный зрителю.

При постановке классического танца необходимо создание Программы для будущего номера. Это первый шаг в работе над ним: автор излагает сюжет, определяет время и место действия, раскрывает в общих чертах образы и характеры героев. Удачно задуманная и написанная программа играет большую роль для последующих этапов работы балетмейстера и композитора.

За основу сюжета автор программы может взять какое-либо жизненное явление, исторический факт, литературное произведение (поэму, стихотворение, рассказ и т. д.).

В том случае, когда автор программы использует сюжет литературного произведения, он обязан сохранить его характер и стиль, образы первоисточника, найти способы решения его сюжета в хореографическом жанре. А это подчас заставляет автора программы, а впоследствии и автора композиционного плана менять место действия, идти на известные сокращения, а иногда и дополнения по сравнению с литературным первоисточником, взятым за основу.

В каких же пределах драматург хореографического произведения может дополнять, изменять литературный первоисточник и есть ли в этом необходимость? Да, необходимость, безусловно, есть, ибо специфика хореографического жанра требует тех или иных изменений и дополнений к произведению, которое берётся за основу программы классической постановки. Но драматург, создавая либретто для хореографического произведения, обязан сохранить характер первоисточника и предусмотреть рождение хореографических образов, которые соответствовали бы образам, созданным поэтом или драматургом, создателем первоисточника.

Далее разрабатывается композиционный план. Композиционный план – это развёрнутый хореографический сценарий балета (либо концертного номера), включающий режиссёрскую разработку сюжета; в нём рассказывается, как на сцене будет решаться идея и тема произведения, будут раскрываться образы действующих лиц. Заложенная в программе схема будущего хореографического произведения находит в композиционном плане своё развитие: хореографические образы приобретают зримые черты, разрабатывается действие, через которое раскрывается характер героев; в нём указывается место и время действия каждого эпизода.

Как же создаётся композиционный план классического произведения? Автор, прежде чем приступить к этой работе, должен изучить материал, который берётся за основу сюжета. В небольшом вступлении к композиционному плану автор описывает время и место действия, говорит об атмосфере, в которой будут раскрываться события. Указывая примерную длительность (хронометраж) номера, отдельных его частей (в секундах или количестве тактов), необходимо учитывать темп данного номера, желательно для балетмейстера в данном эпизоде музыкальный размер.

Подробный композиционный план направит фантазию композитора в нужное русло, поможет ему проникнуться эмоциональной атмосферой будущего произведения, понять, каким балетмейстеру-драматургу видится задуманное произведение, образный строй, характеры действующих лиц, их внешние проявления.

Создание композиционного плана – работа творческая. Ведь музыка ещё не написана, нет хореографического текста, декорационного оформления, и автор композиционного плана – драматург-балетмейстер должен мысленно представить себе всё это и рассказать своим соавторам.