Композиция и постановка танца

Композиция и постановка танца как предмет. Цели и задачи курса.

Предмет «Композиция и постановка танца» является одной из основных хореографических дисциплин. Он воспитывает молодых хореографов, балетмейстеров, руководителей ансамблей народного танца, постановщиков танцев в драматическом театре, в кинематографе и на телевидении, на эстраде, в цирке, в фигурном катании, в художественной гимнастике, и, конечно же, в балетных труппах театров оперы и балета и музыкальных театров. Будущий хореограф овладевает профессией при изучении цикла специальных предметов:
1. хореографических дисциплин (классический танец, народно-сценический танец, историко-бытовой танец, бальный танец, эстрадный танец, современный танец, дуэтный танец и т.д.);
2. музыкальных дисциплин (теория музыки, анализ музыкальной драматургии и т.д.);
3. режиссёрско-постановочных дисциплин (режиссура и мастерство актера, оформление сценической площадки и т. д.).
Предмет «Композиция и постановка танца» объединяет знания, получаемые на занятиях по профилирующим дисциплинам. Приводит их в целую систему знаний, взглядов и профессиональных навыков. Даёт возможность овладеть современными методами создания хореографических произведений.

Предмет «Композиция и постановка танца» занимает особое место в общей системе подготовки хореографов и тесным образом связан с изучаемой в вузах дисциплиной «Искусство балетмейстера».
Цели и задачи, которые стоят перед хореографическими отделениями ССУЗов искусств, — сформировать будущего специалиста для работы в детской хореографической школе, в школе искусств с хореографическим уклоном, в танцевальном коллективе.

Главной целью дисциплины «Композиция и постановка танца» является воспитание всесторонне развитых хореографов – руководителей танцевальных коллективов.
В задачу предмета входит подготовка хореографов-сочинителей, т.е. балетмейстеров, создающих свои оригинальные танцевальные композиции и хореографов-постановщиков, т.е. балетмейстеров, умеющих поставить танец.

Основными критериями деятельности учителя хореографии является степень его умения научить ребёнка танцу, разработать, сочинить, осуществить постановку танца, а также умения сохранить лучшие образцы хореографического наследия для подготовки новых поколений хореографов.
Композиция – это процесс работы над созданием хореографического произведения, представляющего собой гармоническое единство формы и содержания и отличающегося специфичностью выразительных средств и особенностей. Поэтому, одной из задач курса является углубленное изучение школы народного, классического, современного, историко-бытового, эстрадного, бального, дуэтного и т.д. танцев; без чего невозможно заложить основы глубокого профессионализма будущего учителя и постановщика танцев. При этом в тесной взаимосвязи необходимо изучать историю возникновения, специфику, терминологию и технологию школы танцев.
Не менее важной задачей курса является анализ различных форм и жанров народно-сценической хореографии, а также наилучших постановок современного музыкального театра, ансамблей народного танца, эстрадного танца, современного и т.д. танцев. Это способствует глубокому изучению законов создания композиций и расширению лексического арсенала учащихся.
Курс «Композиция и постановка танца» делится на две части: теоретическую (лекции и выполнение письменных заданий) и практическую (выполнение практических заданий по сочинению и постановке этюдов и хореографических композиций).

Основной задачей теоретической части является приобретение учащимися знаний, как по искусству хореографии, так и по общим законам искусства. Здесь учащиеся знакомятся с природой танца, его драматургией, взаимосвязью танца с литературой, музыкой, изобразительным искусством, изучают выразительные средства и законы композиции танца, познают принцип построения и анализа хореографического произведения, осваивают методику работы с танцевальным коллективом и т.д.

В практической части программы предусматривается, в первую очередь, привить навыки самостоятельного творчества вне зависимости от того, будут ли в итоге учащиеся сочинять сами или ставить танцы по записи, а также научить их мыслить хореографическими образами. Вся практическая часть строится по принципу — от простого к сложному. Первым этапом обучения является сочинение учащимися учебных номеров (комбинаций, этюдов) на базе народно-сценического, классического, современного, эстрадного, бального и т.д. танцев. Следующий этап – создание учащимися композиций различных по жанру, стилю, характеру исполнения танца (соло, парная композиция, трио и т.д.). С целью развития творческой фантазии и способностей учащихся предусмотрены задания по сочинению танца – образа, воплощению сюжета, по развитию умений разрабатывать и создавать большие танцевальные формы (массовая, парно-массовая композиция, сюита, концертная программа и т.д.)
Процесс создания учащимися собственных композиций – сложная поэтапная работа, начиная от их замысла (поиск темы, разработка содержания, изучение методической литературы, подбор и анализ музыкального материала), сочинения (отбор хореографического материала, создание хореографического текста, рисунка и всей композиции) и заканчивая постановкой работы (работа с концертмейстером, работа с исполнителями) и показом на зачёте, экзамене, контрольном уроке.

Хореография – искусство синтетическое (сочетает разные виды искусства). Наиболее тесно связанна с музыкой. Поэтому, большое внимание уделяется взаимосвязи музыки и движения, рисунка танца, драматургии, анализу музыкальной и хореографической формы и т.д.
Композиция танца – это сочинение хореографии, сочетание единого целого из различных танцевально-пластических элементов, соединение и связь отдельных компонентов.
Элементы композиции танца:
1. Музыка.
2. Драматургия.
3. Хореографический образ.
4. Хореографический текст.
5. Рисунок.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *